Патопсихологический эксперимент, как диагностический метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Патопсихология - это область психологической науки на границе между психологией и психиатрией, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.
Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым.

Работа содержит 1 файл

патопсихология.docx

— 26.70 Кб (Скачать)

патопсихологический эксперимент, как  диагностический  метод.

Патопсихология - это область психологической науки на границе между психологией и психиатрией, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием  психиатрии. Первые экспериментально-психологические  лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и  С.С. Корсаковым.

Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем  психологии, например для решения  вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических  инстинктов и потребностей, а характеризуется  прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается  также, что закономерности распада  психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологических  исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального  снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте  эффективности лечения, особенно при  использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений  психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении  вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

Патопсихология  использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых  является качественный анализ нарушений  психики как опосредованной и  мотивированной деятельности. Патопсихологический  эксперимент предоставляет возможность  актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. детского возраста, в которой на основе положения  Выготского о «зоне ближайшего развития»  разработаны особые методы, в частности  метод обучающего эксперимента.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в работе патопсихолога, основным методом будет являться патопсихологический  эксперимент. Вспомогательными - весь арсенал психологических методов.

Метод эксперимента не является единственным путём познания в психологии. Он становится главенствующим по мере развития психологии как точной науки. В отечественной патопсихологии эксперимент имеет определённое своеобразие. Качественный экспериментальный  анализ патологических явлений, обусловленных  различными поражениями головного  мозга, отвечающий на вопросы клиники, восходит к традициям В.М. Бехтерева  и А.Н. Бернштейна.

1. История разработки  системы экспериментальных  приёмов и методик

Отечественные психиатры неизменно подчеркивали жизненную необходимость связи  психологии и психиатрии, необходимость  экспериментального исследования в  психиатрической клинике.

Ценный и плодотворный принцип личностного подхода  был выдвинут В.М. Бехтеревым, в период господства функционализма в мировой  экспериментальной психологии: "…Личность  больного и ее отношение к эксперименту ничуть не оставляется экспериментатором  без внимания….Все, что может  дать объективное наблюдение над  больным, начиная с мимики и кончат заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание, оцениваемо в связи со всеми условиями  эксперимента, не исключая и непосредственно  предшествующих опыту…» Но «объективный метод» В.М. Бехтерева противоречил возможностям этого принципа, и анализ оставался незавершенным.

Таким образом, патопсихология уже в истоках  имела все признаки, необходимые  для утверждения ее научной самостоятельности  в качестве отрасли психологической  науки: предмет исследования - нарушения  психики; методы - весь арсенал психологических  методов; концептуальный аппарат - аппарат  психологической науки. Другое дело, какое содержание вкладывалось в  понятие психики представителями  различных психологических течений. В школе В.М. Бехтерева наметились широкие перспективы развития, обозначились теоретические и прикладные аспекты  становящейся отрасли.

В школе В.М. Бехтерева  была начата разработка основ психорефлекторной  терапии. «По аналогии с физическим методом укрепления больного организма, - писал А.В. Ильин, - психологический  опыт даст возможность найти способ, если даже не для относительного восстановления, то, по крайней мере, для поддержания  угасающей психики больного». В  качестве метода лечения истерических анестезий и параличей, навязчивых состояний и патологических влечений применялось «воспитание» сочетательно-двигательных рефлексов, вытеснявших патологические рефлексы; проводилась работа над  поднятием умственной активности путем  определенной дозировки умственного  труда в форме чтения и конспектирования и других форм умственных занятий  взрослых людей. Терапия такого рода смыкалась с лечебной педагогикой, однако собственно психологические  методы играли в ней весьма скромную роль. Специфическое участие психологов в построении общих принципов  и создании конкретных методических приемов психотерапевтического  воздействия начинает вырисовываться в советской патопсихологии лишь в наше время.

Практика судебно-медицинской  экспертизы порождала потребность  в исследованиях, на стыке патологической и индивидуальной психологии, которые  имели не только практическую, но и  теоретическую ценность. Намечались и исследования на стыке патопсихологии с социальной психологией. «Влияние больных друг на друга и широкая  область нормальной внушаемости  и подражательности среди здоровых суть крайне интересные вопросы как  для психиатра, так и для психолога; этот вопрос заслуживает полного  внимания экспериментальной психологии, коллективной психологии, социологии, педагогики и криминальной антропологии…» Он имеет практический интерес для  постановки дела в школах, больницах, в борьбе с неврозами и психозами.

В.М. Бехтерев не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. От нормы - к патологии, чтобы  возвратить больному нервно-психическое  здоровье, - таким должен быть путь мыслей психиатра. Поэтому и в практике подготовки невропатолога и психиатра, и в научных психиатрических  поисках школы В.М. Бехтерева психология нормального человека занимала почетное место.

2. Общая характеристика  методов патопсихологического  исследования

Основной формой деятельности патопсихолога является экспериментально - психологическое  исследование психически больных. Применение психологических методик позволяет  получить данные о характере и  структуре психических изменений, о степени нарушения и сохранности  психических функций.

Патопсихология, как и любая другая отрасль  психологии, опирается на систему  методов, сложившуюся в современной  психологической науке. Однако характер стоящих перед ней задач и  особенности предмета исследования определяют специфику выбора используемых методов и методик, технологии их применения. Патопсихологическое исследование является комплексным, так как его целью является выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры психической деятельности психически больных людей. Основным методом патопсихологии, является эксперимент, а в качестве дополнительных используются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории жизни заболевшего человека (анализ анамнестических сведений), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. В последнее время в патопсихологии (вернее, клинической психологии) активно используются психодиагностические методы и методики (тесты, проективные, опросные).

патопсихологическое исследование носит комплексный  характер и наряду с основным экспериментальным  методов включает в себя проведение беседы с больным и наблюдение за его поведением во время исследования.

Беседа, являясь  одним из методов научного познания, представляет собой получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Клиническая или направленная беседа широко используется в клинической  практике, являясь одним из диагностических  методов. В используемой в патопсихологическом  исследовании беседе (или беседе с  больным испытуемым) выделяют две  части. Первая часть - это беседа в  узком смысле слова. В данном случае экспериментатор беседует, разговаривает  с больным, не проводя никакого эксперимента. Вторая часть беседы - это беседа во время эксперимента.

Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей  перед психологом задаче. Причем вопросы, которые задает патопсихолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление  признаков болезненного состояния. Оценка клинической картины нарушения  входит в функции врача, а не психолога. Поэтому в беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи). Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие  состояние сознания на момент обследования.

Будучи вспомогательным  методом, наблюдение оказывается включенным в контекст других методов исследования; и беседы, и эксперимента. Оно  как бы «пронизывает» ткань всего  исследования и должно вестись в  течение всего взаимодействия патопсихолога  с больным. При этом наблюдение ни в коем случае не должно быть навязчивым, не должно само стать объектом внимания испытуемого.

Наблюдение, как  известно, может быть сплошным и  выборочным. Конечно, для патопсихологической  диагностики интересны все поведенческие  проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую  значимость. Поэтому самым лучшим способом исследования этих поведенческих проявлений было бы сплошное наблюдение, а лучшим способом фиксации - скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Однако в реальных условиях работы патопсихолог лишён таких технических возможностей, а организация сплошного наблюдения является слишком трудоемкой. Поэтому психолог должен иметь представление о том, какие элементы поведения больного обязательно должны быть объектом его наблюдения, на что он должен обратить внимание и что необходимо зафиксировать в протоколе из всего многообразия речевых, двигательных, мимических и других реакций испытуемого.

В содержательном плане в наблюдении необходимо обращать внимание на то, как больной реагирует  на замечания экспериментатора, на инструкцию и содержание различных  заданий, на неудачное или удачное  выполнение задания, как он относится  к своему успеху (доволен или безразличен), как реагирует на помощь экспериментатора, на изменение условий проведения эксперимента (ограничение времени, предложение иного способа решения, помехи и т.п.). Особенно важно отметить, критически ли больной относится  к допускаемым ошибкам, контролирует ли свои действия.

Порядок проведения психологического эксперимента

Экспериментально - психологическое исследование состоит  из нескольких этапов:

1. Изучение истории  болезни. Знание анамнеза болезни,  психического статуса, а также  других клинических данных дают  возможность психологу сформулировать  конкретные задачи эксперимента, продумать ход его, сделать  правильный выбор методик и  порядка их предъявления, подобрать  наиболее адекватный тон в  беседе, установить доверительные  отношения с больным.

Психолог, ознакомившись  с историей болезни, должен избегать обсуждения с больным его болезненных  переживаний, во всяком случае не вести  этого обсуждения по собственной  инициативе

2. Проведение  психологического эксперимента. Его  нужно начинать после того  как с больным установлен благожелательный  контакт и взаимопонимание. Задачу  следует ставить четко, а инструкцию  давать в доходчивой форме.  Обязательно нужно знать, все  ли понял больной, и только  после этого предъявлять задание.

Опыт показывает, что свыше 1,5-2-х часов с больным  работать нельзя: он утомляется, восприятие его ухудшается, а результаты искажаются. Поскольку продолжительность полного  психологического исследования чаще составляет 3 - 4 часа, то его следует проводить  в течение 2-х дней. По окончании  экспериментатор проводит беседу: разъясняет, дает рекомендации, успокаивает больного.

3. Обработка  и анализ экспериментальных данных. Многие методики требуют определенной  обработки и подсчета ошибок; составляется график, выводится  кривая. Анализируются и сопоставляются  способы работы и ошибки по  разным методикам, сравниваются  результаты опосредованного и  непосредственного запоминания.  Оцениваются рисунки и написанные  к ним тексты. После тщательного  подсчета ошибок, пропусков, проводится  качественный анализ экспериментальных данных, сопоставление с клинической картиной заболевания. Этот этап работы позволяет изменить ход последующего эксперимента, включить в него новые методические приемы.

Информация о работе Патопсихологический эксперимент, как диагностический метод