Парапсихология. Психологическое воззрение ЮНГА

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:32, реферат

Описание работы

Парапсихология (греч. para — возле, около) — (по мнению Schmidt, Helmut) дисциплина, собирающая, систематизирующая и анализирующая информацию о парадоксальных биофизических явлениях (или кажущимися таковыми) (пси-явлениях), стремящаяся зафиксировать факты их существования, выявить механизмы реализации психических сверхспособностей людей и животных, феноменов жизни после смерти, используя научную методологию

Работа содержит 1 файл

Парапсихология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Парапсихология (греч. para — возле, около) — (по мнению Schmidt, Helmut) дисциплина, собирающая, систематизирующая и анализирующая информацию о парадоксальных биофизических явлениях (или кажущимися таковыми) (пси-явлениях), стремящаяся зафиксировать факты их существования, выявить механизмы реализации психических сверхспособностей людей и животных, феноменов жизни после смерти, используя научную методологию [1][2][3]. Лабораторные и полевые исследования которых проводились конфиденциально, были финансируемы некоторыми университетами во всем мире,[4] Результаты таких исследований обычно распространялись в узких парапсихологических кругах, и лишь небольшая их часть публиковалась в крупных научных журналах. Подавляющее количество парапсихологических экспериментов включало: использование генераторов случайных чисел, в целях того, чтобы доказать очевидность психокинеза[5][6][7]; сенсорную депривацию и Ганзфелд-методики — в исследованиях феноменов экстрасенсорного восприятия, проводимых согласно контракту с правительством США, для того, чтобы рассмотреть перспективы и возможности практического использования дальновидения. [8] 

К парапсихологии также относятся исследования связанные  с другими областями психологии. Данные связанные области включают трансперсональную психологию, которая изучает трансцендентальные или духовные аспекты человеческого разума, и аномальную психологию, которая исследует не поддающиеся объяснению верования и субъективные аномальные события в традиционных психологических условиях.[9] 

Психологическое воззрение ЮНГА

По выражению  К. Юнга последователи Фрейда учились  у своего "отца" не тому что  он наставлял, а тому, что он делал". Неудовлетворенность психоаналитическими  методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма  привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.  

Первым нововведением  Юнга было понятие о " коллективном бессознательном ". Если по Фрейду, в  бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет "нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".  

Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о  коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда - то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.  

Утверждая, что "теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и в личностном, и в философском смысле" Юнг, тем не менее отрицает ее, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например, проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображений престижа и т.д.". 

29. Проблемы бессознательного  и психоанализ  З. Фрейда.

Основатель психоаналитической философии австрийский ученый Зигмунд Фрейд первым начал анализировать глубины человеческой психики и роль сексуальных мотивов в психической жизни человека. Это дало ему возможность совершенно по-новому посмотреть на всю индивидуальную и массовую психику. Фрейд был прежде всего психологом и врачом-психиатром, но и он сам и тем более его продолжатели далеко вышли за узкие рамки психиатрии. Психоаналитики сумели показать, что традиционные философские и психологические воззрения, сводя человеческую психику к сознанию, видели лишь верхушку айсберга.

Значительный  мировоззренческий потенциал был  психоаналитического учения связан прежде всего положением об антагонизме  природного начала в человеке, сексуальных  и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Культура, по Фрейду, ее идеалами, нормами, требованиями принципиально репрессивна, то есть основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной сексуальной энергии - либидо. Следствием такого понимания культуры стала ее романтическая критика и вывод о том, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний.  

  
 

Фрейд считал одинаковыми  механизмы формирования нормальных и патологических явлений психики, а также исходил из подобия  индивидуальных и коллективных психологических  закономерностей. Это позволило  ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены.

Следует отметить, что психоанализ вызвал и продолжает вызывать массу споров, морального негодования и противоречивых оценок своей научной ценности. Сторонники классического психоанализа, как  правило, рассматривают его как такую же естественную науку, как, например, химия или физика. Однако, были и серьезные возражения против такой трактовки. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Широко были распространены оценки психоанализа как мифа (Л.Витгенштейн), интеллектуального заблуждения одаренного воображением человека, каким был Фрейд. Для некоторых философов (П.Рикёр, Ю.Хабермас) психоанализ - это прежде всего герменевтика - искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. Не решается однозначно и вопрос об эффективности психоанализа как метода лечения. Вместе с тем при изучении философии для нас принципиально важно другое. По признанию самого Фрейду, он тайно лелеял надежду окольным путем медицины достичь первоначальной цели - философии. Не случайно некоторые исследователи считают, что психоанализ может быть рассмотрен как философская система, заменяющая собой все предшествующие направления в философии (Р.Файн). Независимо от приведенных оценок философские, психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.

Свою научную  деятельность Фрейд начинал как врач психиатр с попыток лечения неврозов. Невроз - это психическое расстройство, при котором у человека при полной ясности сознания появляются некоторые функциональные аномалии. Например, человек страдает от частого моргания, не имея при этом физиологических нарушений зрительных органов. Или оказывается частично или полностью парализованным без каких-либо физических травм, инсультов и т.п. (так называемый "истерический паралич"). У невротика может появляться головокружение при нахождении в помещениях, расположенных на верхних этажах здания, при полной безопасности и в отсутствии каких-либо органических нарушений. Именно из-за их отсутствия невротику практически невозможно помочь лекарствами. Пользуясь современной аналогией, так же, как компьютерный вирус повреждает не конструкцию компьютера, а его программы и от него невозможно избавиться, заменяя детали компьютера, так и невроз представляет собой некоторое нарушение работы психических программ, а не физиологии человека.

  
 

Фрейд построил свою теорию неврозов, основанную на том, что существуют вытесненные в бессознательное компоненты психики, которые вступают в конфликт с различными моральными ценностями, с культурными нормами, навязанными человеку обществом. В результате этого конфликта между внутренним и внешним, индивидуальным желанием и общественной нормой у человека возникает компенсация, он как бы повторяет травматическую ситуацию, но уже в символической форме. Эта компенсаторная реакция и есть наблюдаемый невроз. Отсюда вытекает метод лечения неврозов: необходимо вскрыть это бессознательное, суметь его осознать, то есть понять, какое из вытесненных желаний человек пытается удовлетворить. Психоанализ может занимать несколько месяцев, а иногда и несколько лет, но, по мнению Фрейда, другого способа помочь человеку просто не существует.

Таким образом, первоначально психоанализ был  техникой выявления бессознательных  компонентов в психике человека и методом лечения неврозов и  психозов (тяжелых расстройств психики, сопровождающихся нарушением сознания) на основе выявления, осознания и преодоления внутренних конфликтов психики. Однако разработанная психоаналитическая техника позволила быстро продвинуться в глубины психики и полученные результаты послужили основой широких психологических, социологических и философских обобщений, превративших психоанализ в общую теорию психической жизни человека и оригинальное направление в философии ХХ века.

До Фрейда психику  и сознание человека обычно отождествляли. Но Фрейд сумел показать, что явно осознаваемые нами мысли, чувства, желания составляет хотя и важный, но лишь один из компонентов психической жизни. Другими компонентами являются предсознательное и бессознательное - частично или полностью неосознаваемые компоненты. Причем, бессознательное составляет огромную сферу психики, начиненную колоссальной энергией, которая постоянно прорывается в область сознания и проявляются в ней только в символическом виде через непроизвольные ассоциации, содержание сновидений, "случайные" оговорки, описки, безотчетные страхи и, что особенно важно в практическом плане, через психические расстройства (неврозы и психозы).

  
 

Фрейд сравнивает структуру человеческого сознания со строением дома. Сознание в этом случае ассоциируется им с жилыми комнатами дома, тогда как бессознательная часть психики - это подвал, куда человек выбрасывает ненужные вещи и всякий старый хлам. Выбросив вещи в подвал, то есть, вытеснив желания в область бессознательного, человек забывает о них, но это ни в коем случае не значит, что они исчезли. Бессознательное содержание психики вырывается "из подвала" там, где критический порог сознания ослабевает. Это происходит, прежде всего, в сновидениях. Однако критический порог сознания во сне снижается, но не исчезает совсем, поэтому бессознательные желания в сновидении проявляются в очень косвенной, символической форме. Фрейд считает, что во сне человек получает возможность отчасти удовлетворить скрытые импульсы, которые идут, прежде всего, из сексуальной сферы. Символический вид скрытых сексуальных влечений может быть расшифрован и восстановлен.

Фрейд разработал и ввел во врачебную практику технику  психоаналитического анализа, позволяющую  обнаружить огромный пласт бессознательного в психической жизни человека, то есть всевозможные желания, мысли, которые  вытеснены из сознания в область бессознательного. Важно отметить, что сам человек не осознает часть своих мыслей и желаний и обычно активно отрицает их существование.

Типичная картина  психоанализа показана на нескольких сайдах. Внешне это выглядит следующим  образом: пациент лежит на кушетке, сзади располагается врач-психоаналитик: он задает вопросы, пациент отвечает. В данном примере к Фрейду обратилась женщина, которая рассказала ему о том, что она периодически видит сны одного и того же содержания. Во сне некто дает ей расческу, а кто именно это делает, женщина разглядеть не может.

Фрейд пытался  выяснить, какие желания скрываются за этой расческой. Для этой цели он обращается к прошлому свой пациентки.

Он выясняет, что эта женщина воспитывалась  в строгой еврейской семье, которая жила по канонам иудаизма, а ее женихом стал еврей, принявший христианство. Родители выступали против такого брака, а саму женщину беспокоил вопрос о религиозной принадлежности их будущих детей.

Возникший моральный  конфликт достиг своей кульминации.

Для расшифровки  символов бессознательного Фрейд использовал  технику свободных ассоциаций, при  которой пациент должен, не задумываясь, (свободно) называть слова, возникающие  у него по ассоциации в ответ на слова, называемые врачом. При этом наряду с типичными ассоциациями (стол - стул, чашка - ложка и т.п.) появляются необычные, на которые психоаналитик, прежде всего, и обращает свое внимание. Именно в них приоткрываются глубинные слои психики, всплывают давно забытые воспоминания, которым, как правило, сам пациент обычно не придает значения. Так, в ходе данной беседы Фрейд выясняет, что в детстве его пациентке запрещали расчесывать волосы чужими расческами, потому что иначе будет "смешиваться порода", то есть расческе был придан скрытый сексуальный смысл..  

  
 

В итоге Фрейд  выяснил подлинную картину душевных переживаний своей пациентки: в  соответствии с волей родителей  она отказалась выйти замуж за этого человека, но у нее осталось подавленное желание иметь от него детей.

Таким образом, расческу, даваемую незнакомцем из сновидения, Фрейд расшифровывает как скрытый фаллический символ. Он приходит к выводу, что сновидения показывает отдельные фрагменты целой картинки, какие-то части явления. Но психоанализ из разрозненных кусочков может восстановить подлинную картину психической реальности, и символический смысл сновидения становится ясным.

Информация о работе Парапсихология. Психологическое воззрение ЮНГА