Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Содержание

1. Память и ее значение ………………………………………...………………. 3

2. Процессы памяти …………………………………………….…………...….. 4

3. Виды памяти …………………………………………………..……………… 6

4. Условия успешного запоминания …………………………….…………….. 9

5. Забывание ……………………………………………………………………. 10

6. Индивидуальные особенности памяти ……………………..……………… 10

7. Развитие памяти у детей …………………………………………….………

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

   Помимо  указанных двух видов, выделяется еще и третий вид памяти – оперативная память (ОП).

   Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. 

  1. Условия успешного запоминания

   Для успешного запоминания большое значение имеет установка на запоминание, когда человек ставит перед собой специальную задачу: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Наличие такой установки очень важно.

   Имеет значение не только сама установка  на запоминание, но и характер этой установки. Для прочного закрепления знаний существенна установка на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Двум группам учащихся было предложено заучить один и тот же материал за одно и то же время. Учащихся первой группы предупредили, что проверять их будут через день, а другой – через неделю. Однако проверили обе группы через две недели. Результаты опроса показали, что гораздо лучше помнили материал учащиеся второй группы.

   В психологии разработан ряд приемов, облегчающих осмысленное запоминание изучаемого материала. Один из приемов, способствующих осмысленному  запоминанию, - смысловая группировка материала. Под смысловой группировкой следует понимать разбивку, членение материала на части с выделением главного и существенного в каждой части. Смысловая группировка материала требует активной мыслительной работы, которая должна начинаться с установления того, что главное и существенное в содержании изучаемого материала.

   После общего ознакомления с материалом его  необходимо детально проанализировать и расчленить на смысловые группы или части. В каждой части надо найти и выделить смысловые опорные пункты, т.е. мысли, словесные выражения и образы, которые определяют основное существо данной части, и сформулировать эту суть устно или письменно в виде кратких заголовков к каждой части.

   Далее необходимо установить связи между выделенными частями и понять логическую последовательность их расположения. Мыслительная обработка должна завершаться составлением общего плана расположения учебного материала. 

  1. Забывание

   Забывание – это естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть существенным.

   Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

   Длительное (полное или частичное) забывание  характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их распадом. И то и другое – результат отсутствия подкрепления этих связей в течение меньшого или большего времени.

  1. Индивидуальные особенности памяти

   В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области  памяти. Закрепленные индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся ее свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведение личности.

   Во-первых, люди по-разному запоминают различный  материал. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти.

   Во-вторых, люди предпочитают запоминать разными  способами. С этой точки зрения различают  типы памяти в зависимости от степени  участия основных анализаторов в  процессе запоминания: зрительный, слуховой, двигательный, и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный) типы.

   Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько  развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается: 1) быстротой запоминания, 2) прочностью сохранения, 3) точностью воспроизведения и 4) так называемой готовностью памяти. Под готовностью памяти понимают способность припоминать.

   Наиболее  распространенная типология памяти связана с оценкой быстроты запоминания и прочности сохранения. Оптимально сочетание быстрого запоминания и прочного сохранения. 

  1. Развитие  памяти у детей

   Примерно  на четвертом месяце жизни у ребенка  начинает проявляться начальная  форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов. В возрасте от одного года до трех лет развивается способность непроизвольного запоминания. Произвольно запоминать дети начинают с 3-4-летнего возраста, во-первых, в связи с активным участием в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, и во-вторых, в связи с постепенным привлечением дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

   Ошибочно  считать, что дошкольникам свойственно  лишь механическое запоминание. Наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание: прежде чем что-нибудь запомнить, дети стараются понять то, что от них требуется. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

   В связи с поступлением в школу  происходит значительная перестройка  и развитие памяти. Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти все более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память еще продолжает сохранять большое значение.

   Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способность  у них еще развита слабо. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились произвольно и осмысленно запоминать учебный материал. Этому, в частности, способствует постоянное соотнесение, связывание нового материала с усвоенным ранее. Тогда новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей  последовательности и системе. Однако без помощи учителя младшие школьники самостоятельно не справляются с этой задачей.

   Важно воспитывать у школьника установку  на длительное сохранение в памяти учебного материала, что связано  с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и по тому материалу, который изучался раньше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Крутецкий В.А. – Психология. – Просвещение. – М., 1980. – С.129-153.
  2. Кузин Н.В. – Психология. – Высшая школа. – М.,1974. – С.73-81.
  3. Петровский А.В. – Общая психология. – Просвещение. – М., 1977. – С.111-119.

Информация о работе Память