Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Содержание

1. Память и ее значение ………………………………………...………………. 3

2. Процессы памяти …………………………………………….…………...….. 4

3. Виды памяти …………………………………………………..……………… 6

4. Условия успешного запоминания …………………………….…………….. 9

5. Забывание ……………………………………………………………………. 10

6. Индивидуальные особенности памяти ……………………..……………… 10

7. Развитие памяти у детей …………………………………………….………

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Сумской государственный университет

гуманитарный  факультет

кафедра перевода 
 
 
 
 
 

Реферат по психологии

  на тему:

«Память» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сумы  – 2008

Содержание

1. Память и  ее значение ………………………………………...………………. 3

2. Процессы памяти …………………………………………….…………...….. 4

3. Виды памяти …………………………………………………..……………… 6

4. Условия  успешного запоминания …………………………….…………….. 9

5. Забывание ……………………………………………………………………. 10

6. Индивидуальные  особенности памяти ……………………..……………… 10

7. Развитие памяти у детей …………………………………………….……… 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Память  и ее значение

   Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

   Образы  предметов и явлений, которые  возникают в мозгу не  исчезают бесследно после прекращения  этого воздействия. Образы сохраняются  и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти -  это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии), обонятельные (мы можем представить себе, т.е. вспомнить, запах кофе, ландыша), вкусовые (представить вкусовое ощущение от сахара, лимона). Представления могут быть и осязательные (мы можем припомнить ощущение от прикосновения к холодному, мягкому). Представления памяти в отличие от образов воспоминания, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями.

   Памятью называют отложение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

   Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, есть следствие способности мозга  запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

  1. Процессы памяти

   Память  – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные  процессы. Основные из них – запоминание, сохранение (и забывание), воспроизведение и узнавание.

   Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения  физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

   Запоминание может быть непроизвольным, когда  оно совершается без заранее  поставленной цели запомнить, протекает  без волевых усилий, как бы само собой. Далеко не все, что необходимо помнить человеку, запоминается им не произвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определенные усилия, специальные приемы.

   Учебная деятельность школьников – условие  знаний, приобретение умений и навыков – опирается преимущественно на произвольное  запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

   Сохранение  и забывание. Сохранение – это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса:  о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти.  Поэтому сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием.

   Забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

   Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

   Воспроизведение – процесс проявления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, ощущение заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии.

   Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявляли уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 – новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания – 35 объектов.

   Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При  непроизвольном воспроизведении  образы, мысли, слова и чувства  вспоминаются без сознательного  намерения и усилия. В противоположность непроизвольному воспроизведению воспроизведение произвольное возникает в результате активного и сознательного намерения.

   Когда ученик вспоминает хорошо знакомый материал, то он воспроизводит его легко, без  всяких волевых усилий. В тех же случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, произвольно воспроизводить его уже трудно. Здесь прибегают к припоминанию.

   Припоминание  – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и  требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. 

  1. Виды  памяти

   В основу  видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная), и эмоциональная; 2)степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

   Короче  говоря, виды памяти различают в  зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько  долго помнится.

   Образная  память. Образная память -  это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую,  осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.

   Высокого  развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов  могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.

   Словесно-логическая память. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений.

   Этот  вид памяти специфически человеческий. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует

   Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том  же словесном выражении, в каком  они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий  смысл учебного материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей.

   Двигательная (моторная) память. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движения в разученной комбинации.

   Все люди обладают двигательной памятью.

   Двигательная  память развивается раньше других видов  памяти. У ребенка она проявляется  уже в первый месяц жизни. Вначале  дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все больший круг все более сложных движений.

   Эмоциональная память. Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

   Эмоциональная память имеет большое значение в  формировании личности человека. Она  позволяет ему регулировать поведение  в зависимости от ранее пережитых  чувств. Пережитые и сохраненные  в памяти чувства выступают как  побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память – важнейшее условие духовного развития человека.

   Произвольная  и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.

   Кратковременная, долговременная и  оперативная память. Существуют две основных с точки зрения длительности сохранения видов памяти: кратковременной памяти (КП) и долговременной памяти (ДП).

   Кратковременная память (КП) – процесс относительно небольшой длительности (несколько  секунд или минут), но достаточно для  точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

   Долговременная  память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде – в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его ДП – своеобразной «кладовой» его знаний.

Информация о работе Память