Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Память необходима человеку. Она по¬зволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использо¬вать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и на¬выков относит¬ся к работе памяти. Пе¬ред психологиче¬ской наукой стоит ряд слож¬ных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед со¬бой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические ме¬ханизмы этого процесса, какие условия содействуют это¬му запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут по¬зволить расширить объем за¬печатленного мате¬риала.
Изучение памяти было одним из первых разделов пси¬хологической науки, где был применен экспериментальный метод. Были сделаны попытки измерить изучае¬мые процессы и описать законы, которым они подчиняются. [9]
Несмотря на реальные успехи психологических исследо¬ва¬ний памяти, механизм физиологического запечатления сле¬дов и природа самой памяти долгое время оста¬вались неизучены, и фило¬софы и психологи ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи», не делая ника¬ких попы¬ток к рас¬крытию ее сущности и глубоких физиоло¬гических ме¬ханизмов, лежащих в ее основе. И лишь за по-следние 30 лет положение дел существенно изменилось. Поя¬вились ис¬следо-вания, которые показывали, что запечатление, сохранение и вос-произведение следов связаны с глубокими биохимическими из¬менениями, в частности с модифи¬кацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования тех интимных нервных процессов «реверберации возбужде¬ния», которые стали рассмат¬риваться как физиологический субстрат памяти. Появилась си-стема исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, не¬обходимое для их закрепле-ния, и условия, приводящие к их разрушению.
Наконец, появились исследования, пытающиеся выде¬лить области мозга, необ¬ходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это, сделало раздел о психологии и психофи¬зиологии памяти, одним из наиболее богатых в психологичес¬кой науке.
2. Понятие памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют опре¬деленный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память можно определить как «совокупность информации, приобретен¬ной мозгом и управляющей поведе¬нием».

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

Слуховая память - это хорошее запоминание и  точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. [8]

3.3 Произвольная и  непроизвольная память.

По характеру  участия воли в процессах запоминания  и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. При  произвольном запоминании мы ставим перед собой задачу что-то запомнить. При непроизвольном запоминании человек, запоминая информацию, делает что-то другое, не связанное с процессом запоминания. Непроизвольная память имеет личностную направленность, в нее попадает то, что нам интересно, нас затрагивает, задевает наши эмоции. [4]

То есть в первом случае имеют в виду такое  запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Любое произвольное запоминание предполагает использование средств для запоминания.

Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [8]

Таким образом, память человека развивается по линии  совершенствования использования средств запоминания. А тренированная память – это память человека, владеющего средствами, способами запоминания. [4] 

4. Процессы, связанные  с памятью.

    Память –  это процесс, который состоит  из трех этапов, развернутых во времени:

  1. Стадия запечатления. (фиксация следа памяти).
  2. Стадия хранения.
  3. Две формы припоминания: воспроизведение и узнавание.

На стадии запечатления процесс памяти тесно связан с  восприятием. Что воспринято, то и запечатляется. Для правильного запечатления необходима правильная организация процесса восприятия, который нужно построить определенным образом. То есть для эффективного запоминания необходимо знать, как правильно строить процесс восприятия информации на стадии запечатления.

Процесс хранения является активным процессом. В процессе хранения происходит трансформация следа памяти, он изменяется, теряет специфические, чувственные качества, становится более обобщенным, схематизируется. Для сохранения следа памяти в первозданном виде требуется специальная работа мозга, необходимо применять специальные приемы, направленные на сохранение следа в оригинале.

Процесс припоминания – это процесс не репродукции, а процесс реконструкции следов памяти, восстановление чего-то уже  другого.

В процессе хранение след памяти не только теряет свою конкретику, чувственную ткань, но и вступает во взаимодействие с другими следами  памяти, с прошлой и с поступающими после него информацией, то есть это  процесс обогащения, взаимообмена между следами памяти, который происходит постоянно.

Таким образом  наш опыт при хранении состоит  не просто из каких-то отдельных, непересекающихся кусочков, а приобретает организованный характер. В памяти человека все взаимосвязано и взаимопересекается, память является процессом постоянного переструктурирования.

Процесс хранения является непрерывным. В памяти хранится все, что попало в поле внимания человека на протяжении его жизни.

Фаза припоминания – это актуализация знаний из памяти, считывание информации. [4]

Эффективность извлечения информации тесно связана  с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась.[3]

Припоминание  имеет две формы: воспроизведение  и узнавание. Процесс узнавания предполагает обязательно повторную встречу с объектом или с его частью. Люди постоянно находится в ситуации узнавания – основной формой памяти.

Воспроизведение осуществляется без дополнительной встречи с объектом, это волевой  акт. Для воспроизведения необходимо осуществлять поиск информации в  памяти, что требует дополнительных усилий. [4]

Процессы запечатления, хранения и припоминания различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. 

5. Забывание

События жизни  проходят через нашу память как через  сито. Некоторые из них задерживаются  в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг в конце концов уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.[3]

Забывание не является потерей памяти. Оно связано с  трудностями припоминания. Забывание является необходимым процессом, полезным свойством памяти. Это защитный механизм, оберегающий людей от многих неприятных воспоминаний, это эмоциональная защита.

Нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей.

Исследования  показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно  улучшается. Затем она сохраняется  на стабильном уровне до 30 лет, а позднее  от 30 до 70 лет - может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться. Таким образом, возраст влияет на забывание.

Также естественно связывать забывание с тем, что та или иная информация или усвоенные действия не повторяются.

Однако фактором забывания еще более важным, чем  неиспользование, может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков.

Интерференция возможна и тогда, когда сразу  после одною материала мы беремся за другой, сходный с первым. Например, после обучения английскому языку возникают сложности при усвоении французского.

Если, например, непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, то навык может ухудшиться. Однако, если старый и новый навыки очень сходны, или, наоборот, очень различны, то интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен.

Еще один вид  забывания, открытый Фрейдом, это подавление. Например, мы можем «забыть» подписать  чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет или явиться на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.

В подобных случаях  Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.

Современные психологи  предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. [3] 
 
 

6. Заключение.

Несмотря на то, что многие вопросы памяти остаются нерешенными, психология располагает сейчас несравненно большим материалом по изучению процессов памяти, чем это имело место некоторое время назад. В настоящее время существует много подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе. Многие из теорий памяти и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. [9]

Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. [8] 
 
 
 
 

7. Литература

  1. Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург ,,Несси-Пресс", 1992.
  2. Бузан Т. Скоростная память. М.: Изд-во ,,Эйдос'' , 1995.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992.
  4. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. - М.: Изд-во ,,Эйдос'' , 1993.
  5. Лапп Д.Улучшаем память - в любом возрасте. Москва, ,,Мир'' 1993
  6. Лезер Ф. Тренировка памяти. Изд-во ,,Мир'', Москва, 1979.
  7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). – М.: Изд-во ,,Эйдос'' , 1994.
  8. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
  9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995
  10. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М.: Знание, 1984.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 1997.
  12. Шейх-Заде Ю.Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. Краснодар, ,,Дел-Центр'', 1991

Информация о работе Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы