Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Память необходима человеку. Она по¬зволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использо¬вать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и на¬выков относит¬ся к работе памяти. Пе¬ред психологиче¬ской наукой стоит ряд слож¬ных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед со¬бой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические ме¬ханизмы этого процесса, какие условия содействуют это¬му запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут по¬зволить расширить объем за¬печатленного мате¬риала.
Изучение памяти было одним из первых разделов пси¬хологической науки, где был применен экспериментальный метод. Были сделаны попытки измерить изучае¬мые процессы и описать законы, которым они подчиняются. [9]
Несмотря на реальные успехи психологических исследо¬ва¬ний памяти, механизм физиологического запечатления сле¬дов и природа самой памяти долгое время оста¬вались неизучены, и фило¬софы и психологи ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи», не делая ника¬ких попы¬ток к рас¬крытию ее сущности и глубоких физиоло¬гических ме¬ханизмов, лежащих в ее основе. И лишь за по-следние 30 лет положение дел существенно изменилось. Поя¬вились ис¬следо-вания, которые показывали, что запечатление, сохранение и вос-произведение следов связаны с глубокими биохимическими из¬менениями, в частности с модифи¬кацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования тех интимных нервных процессов «реверберации возбужде¬ния», которые стали рассмат¬риваться как физиологический субстрат памяти. Появилась си-стема исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, не¬обходимое для их закрепле-ния, и условия, приводящие к их разрушению.
Наконец, появились исследования, пытающиеся выде¬лить области мозга, необ¬ходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это, сделало раздел о психологии и психофи¬зиологии памяти, одним из наиболее богатых в психологичес¬кой науке.
2. Понятие памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют опре¬деленный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память можно определить как «совокупность информации, приобретен¬ной мозгом и управляющей поведе¬нием».

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайна»

Кафедра педагогики и психологии профессионального  образования 
 
 

Контрольная работа

По курсу «психология и педагогика»

На тему: «Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека.

Виды  памяти. Мнемические приемы»  
 
 

Выполнил: Студент II курса

Группы 2-сз-5

№0835260

Смолькина А.А 

Проверила: Владыко. О.М. 
 

Санкт-Петербург

2010г

Содержание 

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Понятие памяти…………………………………………………………...4

3. Виды памяти  ……………………………………………………………...6

3.1 Виды памяти  с точки зрения сохранения  материала………………6

3.2 Виды памяти  с точки зрения преобладания  органов восприятия…9

3.3 Произвольная  и непроизвольная память. ………………………….10

4. Процессы, связанные  с памятью………………………………………...11

5. Забывание  ………………………………………………………………...13

6. Заключение………………………………………………………………..16

7. Литература…………………………………………………………………17

8. Вторая часть  работы………………………………………………………  18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. [9]

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, механизм физиологического запечатления следов и природа самой памяти долгое время оставались неизучены, и философы и психологи ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи», не делая никаких попыток к раскрытию ее сущности и глубоких физиологических механизмов, лежащих в ее основе. И лишь за последние 30 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования тех интимных нервных процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, необходимое для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению.

Наконец, появились  исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это, сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти, одним из наиболее богатых в психологической науке. 

2. Понятие памяти.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

Память можно  определить как способность к  получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у  всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память, проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Механическая память, выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои биологические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. [8]

Таким образом память – это психическая функция, то есть она существует как свойство живого организма. Функция памяти направлена на фиксацию, сохранение и возможность использования индивидуального опыта человека. Функция памяти обеспечивает накопление информации.

Более точно  и строго, память человека можно  определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. 
 
 

3. Виды памяти

Существует  несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти. [8]

3.1 Виды памяти с  точки зрения сохранения  материала.

Мгновенная  память, как следует из ее названия, это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время (от 0,1 до 0,5 с.) и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и мгновенная память заполняется новыми сигналами.

Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память образует кратковременную память. [3,8]

Кратковременная память возникает в том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Установлено, что  кратковременная память действует  в течение примерно 20 секунд: за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.

В случае, если информация не вводится повторно или не прокручивается в памяти, она по истечении промежутка времени исчезает, не оставляя заметных следов.

Емкость памяти (сколько информации человек может  одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов) ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.

Если необходимо в течение короткого времени  сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.

Из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. [3]

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. [8]

Генетическую память можно определить как такую, в  которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

3.2 Виды памяти с  точки зрения преобладания  органов восприятия.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей творческих профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Поэтому данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Информация о работе Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы