Память: виды и законы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 22:55, реферат

Описание работы

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человек многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие можно только лишь потому, что человек сохраняет приобретенный опыт и знания.

Поэтому под памятью в настоящее время понимается запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИИЕ…………………………………………………………


ВИДЫ ПАМЯТИ………………………………………………………………


ЗАКОНЫ ПАМЯТИ………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА:
Общая психология – А.Г. Маклаков; Питер, 2007г

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

                                        Сосновоборский филиал

  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      РЕФЕРАТ

                         Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ

 

                                        Тема: ПАМЯТЬ: ВИДЫ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

               

                                                                            Выполнила: студентка 1 курса

                                                                                                 группы  080507у

                                                                                                  Соловьева Н.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Сосновый Бор 

                                                           2009г

                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИИЕ……………………………………………………… 

ВИДЫ ПАМЯТИ……………………………………………………………… 

ЗАКОНЫ ПАМЯТИ………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА:

Общая психология – А.Г. Маклаков; Питер, 2007г

  ВВЕДЕНИЕ

 

 Психический  мир человека многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому  уровню развития психики человек  многое  может и многое умеет.  В свою очередь, психическое  развитие можно только лишь  потому, что человек сохраняет приобретенный опыт и знания.

 Поэтому  под памятью в настоящее время  понимается запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение  следов прошлого опыта.

 Благодаря  памяти человек в состоянии  накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Поэтому многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и связывающий все познавательные процессы в единое целое.

 В  истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации, получили в психологии широкое распространение.

 Изучение  памяти явилось одним из первых  разделов психологической науки,  где был применен экспериментальный  метод.  Психолог Г. Эббингауз  предложил прием, с помощью  которого, как он считал, было  возможно изучать законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучивание бессмысленных слогов. В результате он выявил основные кривые заучивания материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу и надолго. В тоже время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

 Несмотря  на то, что в изучении памяти  многие вопросы остаются нерешенными,  психология располагает сейчас  обширным материалом по этой  проблеме. Сегодня существует много  подходов к изучению процессов  памяти. В целом их можно было  считать разноуровневыми, ибо существует теория памяти, изучающая эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.

      Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации  органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

                       ОСНОВНЫЕ ВИДЫ  ПАМЯТИ

 Существует  несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1.по  характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память  делят:

-двигательную;

эмоциональную;

-образную,

-словесно-логическую;

2. по  характеру целей деятельности на:

-непроизвольную;

-произвольную;

3. по  продолжительности закрепления  и сохранения материала на:

-кратковременную;

-долговременную;

-оперативную

    Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

      Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

      Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

      Долговременнаяэто память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

      Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

      Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

      Слуховая  память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

      Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

      Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

      Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

      По  характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения материала Немов Р.С делит память на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

      Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

                                   ЗАКОНЫ ПАМЯТИ 

Память, как и любой познавательный процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками являются:

-объем;

-быстрота;

запечатления;

-точность  воспроизведения;

-длительность  сохранения;

-готовность  к использованию информации.

Объем памяти – это возможность запоминания  и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Информация о работе Память: виды и законы памяти