Память как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу¬дущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежа¬щей в основе развития и обучения.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не

можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания.

Между определенным и неопределенным узнаванием есть много  общего. Оба этих

варианта узнавания  развертываются постепенно, и поэтому  они часто близки к

припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым

процессом.

    

Забывание и борьба с ним 

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со

временем в той  или иной степени забывается. И  бороться с забыванием нужно

только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.

Забывается в  первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему

нет интереса, что  перестает быть для человека существенным. Детали забываются

скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется  в двух основных формах:

а) невозможность  припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные

степени воспроизведения  и узнавания. Некоторые исследователи  называют их

«уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

1)                    воспроизводящая память;

2)                    опознающая память;

3)                    облегчающая память.

Забывание протекает  во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала

происходит сразу  же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет

медленнее.

Забывание может  быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании  закрепленный материал не только не воспроизводится, но и

не узнается. Частичное  забывание материала происходит тогда, когда человек

воспроизводит его  не весь или с ошибками, а также  тогда, когда только узнает,

но не может  воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что

человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить

что-либо. Часто  забывание бывает временным, когда  человек не может

воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все

же воспроизводит его.

Забывание может  быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный

из них —  время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически

заученного материала.

     Для уменьшения забывания необходимо:

1)                    понимание, осмысление информации

2)                    повторение информации

Забывание в значительной степени зависит от характера  деятельности,

непосредственно предшествующей запоминанию  и происходящей после  нее.

Отрицательное влияние  предшествующей запоминанию деятельности получило название

проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием

деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко

проявляется в  тех случаях, когда вслед за заучиванием  выполняется сходная с ним

деятельность или  если эта деятельность требует значительных усилий.

Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации

в психике, тем  глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные

явления: пожилые  люди легко вспоминают о давно  прошедшем, но столь же легко

забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо»,

законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования

имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или

необходимости. Это  справедливо более всего по отношению  к семантической памяти

на информацию, полученную в зрелом возрасте.

     Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики,

которые вытесняют  из сознания в  подсознание травмирующие нас впечатления, где

они затем  более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается»

то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное

напряжение («мотивированное  забывание»).

Другими формами  забывания являются ошибочное припоминание и

ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени

теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и

неясным. Однако изменения  воспринятого ранее материала могут  носить и другой

характер, когда  забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в

существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.

Основными существенными  причинами забывания, выходящего за рамки

среднестатистических  значений, являются различные болезни  нервной системы, а

также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает

явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что

забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему

причиной амнезии. С течением времени этот период может  уменьшиться, и даже

более того, забытые  события могут полностью восстановиться в памяти.

Забывание также  наступает быстрее при умственном или физическом утомлении.

Причиной забывания  может быть и действие посторонних  раздражителей, мешающих

сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или

находящихся в  поле нашего зрения предметов.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

  Одесский  национальный университет им. И.И. Мечникова

  Факультет романо-германской филологии

  Кафедра психологии 
 

  Реферат на тему:

  «Память. Ее основные процессы и разновидности» 
 
 
 
 
 

  Выполнила

  Студентка II курса РГФ 22а гр.

  Довгасенко В. 

  Одесса 2011

  Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

  Одесский  национальный университет им. И.И. Мечникова

  Факультет романо-германской филологии

  Кафедра психологии 
 

  Реферат на тему:

  «Основные отрасли современной психологии» 
 
 
 
 
 

  Выполнила

  Студентка II курса РГФ 22а гр.

  Довгасенко В. 

  Одесса 2011

Информация о работе Память как психический процесс