Память как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу¬дущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежа¬щей в основе развития и обучения.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

Память — форма  психического отражения, заключающаяся  в закреплении,

сохранении и  последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным

его повторное  использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является

важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее  невозможно понять основы

формирования поведения  мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего

понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов  или процессов реальной действительности, которые мы

воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются

представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр  Македонский и Юлий

Цезарь знали  в лицо и по имени всех своих  солдат, а количество солдат у

каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями  обладал

знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч

жителей греческой  столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе  по памяти знал таблицу

логарифмов. Современник  А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор

выучить любую  книгу, безошибочно назвать номер  телефона, по которому он

звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший

памятник индейской  литературы на протяжении веков передавалось устно,

сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все

песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют

безграничные возможности  памяти.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем,

умеем, есть следствие  способности мозга запоминать и  сохранять в памяти

образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек, лишенный

памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении

новорожденного, был  бы существом, не способным ничему научиться, ничем

овладеть, и его  действия определялись бы только инстинктами. Память создает,

сохраняет и обогащает  наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни

успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек  запоминает наиболее

прочно те факты, события и явления, которые имеют  для него, для его

деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека

малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое

значение при  запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами,

запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

    

Существует несколько  основных подходов в классификации  памяти. В настоящее

время в качестве наиболее общего основания для выделения  различных видов

памяти принято  рассматривать зависимость характеристик  памяти от

особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

    

     Классификация видов памяти по характеру психической активности

Классификация видов  памяти по характеру психической  активности была впервые

предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не

существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном

взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами

памяти.

     Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и

воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для

формирования различных  практических и трудовых навыков, равно  как и навыков

ходьбы, письма и  т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз

учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении

движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в  том же виде, как раньше. Но

общий характер движений все же сохраняется.

Наиболее точно  движения воспроизводятся в тех  условиях, в которых они

выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных  условиях мы часто

производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения,

если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом пли с

помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены

этой возможности.

     Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти

заключается в  нашей способности запоминать и  воспроизводить чувства. Эмоции

всегда сигнализируют  о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы,

как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная

память имеет  очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Пережитые и сохраненные  в памяти чувства выступают в  виде сигналов, либо

побуждающих к  действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом

отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства  могут

значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении

силы чувств, так  и в изменении их содержания и  характера.

     Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов

ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя

образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны

для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность  и

неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому

воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Причем с течением времени эти различия могут существенно  углубляться.

Отклонение представлений  от первоначального образа восприятия может идти по

двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае

образ восприятия теряет свои специфические черты  и на первый план выступает

то общее, что  есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во 

втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании

усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует  остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость

воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора.

Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности

образа, эмоциональная  окраска образа и общее состояние  человека в момент

восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении по многом зависит от

состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в

значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии.

То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится  более

точно.

Многие исследователи  разделяют образную память на зрительную, слуховую,

осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с

преобладанием того или иного типа воспроизводимых  представлений.

     Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении

наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие  у нас и процессе

обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с

друзьями.

Особенностью данного  вида памяти является то, что мысли  не существуют без

языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-

логической. При  этом словесно-логическая память проявляется  в двух случаях:

а) запоминается и  воспроизводится только смысл данного  материала, а точное

сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное  выражение мыслей

(заучивание мыслей). Если в последнем случае материал  вообще не подвергается

смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается  уже не

логическим, а механическим запоминанием.

Развитие обоих  видов словесно-логической памяти также  происходит не

параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей  протекает иногда с

большей легкостью, чем у взрослых. В то же время  в запоминании смысла

взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это

объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что

является наиболее существенным, наиболее значимым. В  этом случае очевидно,

что выделение  существенного в материале зависит  от понимания материала,

поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И  наоборот, дети легко

могут запомнить  детали, по гораздо хуже запоминают смысл.

Запоминание 

     Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения

воспринятой информации. По степени активности протекания этого  процесса принято

выделять два  вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и

преднамеренное (или произвольное).

     Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной

цели, без использования  каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это

простое запечатление того, что воздействовало на нас  и сохранило некоторый след

от возбуждения  в коре головного мозга. Лучше  всего запоминается то, что имеет

жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и

потребностями, с  целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного  запоминания произвольное (или

преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед

собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные

приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и

сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того,

произвольное запоминание  включает в себя разнообразные действия, выполняемые

для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится

заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного

материала до полного  и безошибочного его запоминания.

Главная особенность  преднамеренного запоминания —  это проявление волевых

усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение

Информация о работе Память как психический процесс