Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:12, реферат
Вся жизнь человека, по сути связана с памятью. Память разума, память чувств, память сердца… Память-необходимое условие всякой деятельности: научной, профессиональной, социальной, личной. Порой создаётся впечатление, что она живёт как бы отдельной жизнью, неподвластной нам. У всех бывало такое, что желая забыть что- то, ты -наоборот- накрепко запоминаешь это, и не можешь избавиться от ненужных воспоминаний. А бывает –стараешься припомнить нечто важное, а оно никак не идёт в голову. Или бывает так, что какое-то слово, жест, звук, запах оживляют, казалось, безвозвратно ушедшее, забытое навсегда.
Сложность психологических феноменов приводит иногда учёных к мнению, что сам термин «память» как обозначение определённой функции устарел, что нужно от него отказаться и сосредоточить усилие на выяснение того, «как люди используют свой прошлый опыт при встрече с настоящим и думая о будущем»(У.Найссер).Но вряд ли нужно отказываться от данного термина, ведь не смотря на всю свою сложность память- великий дар.
Оглавление С
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Память как высшая психическая функция.………………………………5
Глава 2.Процессы памяти…………………………………………………………..7
Глава 3.Классификация видов памяти……………………………………………..9
2.1. По времени………………………………………………………………...9
2.2. По содержанию…………………………………………………………..11
Глава 4.Способы улучшения памяти……………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованных источников……………………………………………..17
Между эпизодической и семантической системами памяти существует несколько различий:
Процедурная память представляет собой низшую форму памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки). Имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
Данная классификация показывает нам сложную организацию запоминания, ещё раз показывает нам, что память словно соты, каждый её раздел отвечает за определённое свойство, за определённый процесс и т.д.И так же, как соты, неразрывно связаны друг с другом.
Глава 4
СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
Как часто мы оказываемся в ситуации, когда не можем вспомнить имя стоящего перед нами человека, или забываем дату очередной годовщины свадьбы своих родителей, не говоря уже о том, как часто мы забываем сделать что-нибудь. Психологи считают, что средний человек использует свой мозг лишь на 10%, а остальные 90% пропадают. Каждый человек способен развить свою память и увеличить процент использования своего мозга. Французский психолог Флоренс Цезарь выделяет несколько основных способов улучшения памяти:
1.Метод заучивания Эббингауза. Цель его состоит в том, чтобы добиться полного усвоения материала, который требуется заучить. При этом методе можно получить два показателя, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучивания материала.
2. Метод постоянного числа предъявлений. Фактически речь идет о разновидности предыдущего метода. Вместо критерия усвоения принимают постоянный для всех испытуемых критерий упражнения. Этот критерий представляет собой определенное число предъявлений материала, которое заранее устанавливается экспериментатором.
3.Метод узнавания. При
этом методе элементы
4.Метод реконструкции
5. Метод парных ассоциаций Калкинса
В соответствии с методикой, разработанной Калкинсом (1894), элементы материала располагаются попарно, как во французско-английском словаре. При исследовании запоминания первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй — ответа. В инструкции испытуемым говорится, что они должны запомнить пары таким образом, чтобы при предъявлении первого члена пары они в ответ называли второй член. В опыте предъявляется вначале одна или несколько пар, затем исследование памяти производится в описанном выше порядке.5
Существуют «законы
-Впечатление(лавное условие запоминания состоит в том, что необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что вы хотите запомнить)
-Ассоциация(это необходимый элемент для запоминания. Она фактически объясняет сам механизм работы памяти.Наш мозг представляет собой в основном ассоциирующий механизм. Так, если после нескольких минут молчания кто-то скажет вам: «Вспоминайте!», то ваша память этому приказу не подчинится, она окажется бездейственной и спросит: «Что именно необходимо вспомнить?». Но если кто-то попросит вас назвать дату вашего рождения, то тогда ваша способность к запоминанию даст немедленный результат: полученное указание сориентирует обширный запас потенциальных возможностей вашей памяти в определенном направлении)
-Повторение(психологи убеждены, что способность воспроизведения информации во многом зависит от прочности ее «отпечатка в мозге». Они утверждают, что эта прочность увеличивается путем повторения. Практически это означает, что повторяемая информация закрепляется в мозге сильнее той, которая один раз рассматривалась и откладывалась в сторону. Кроме того, чем больше информации, содержащейся в мозге, пересматривается, тем легче будет запоминать новую входящую информацию)
А также рассмотрим специальные системы запоминания:
-Запоминание имен и
лиц(поскольку запоминание во
многом зависит от нахождения
аналогий и отличительных черт,
очень важно, когда
- Запоминание необходимых дел(данный способ заключается в создании яркого, преувеличенно-смешного образа)
-Запоминание списков(метод
цифровых образов – одна из
специальных систем
-Запоминание номеров
телефонов и дат(даты лучше
всего запоминать, ассоциируя их
со знаменательными датами, уже
твердо закрепившимися в
- Запоминание иностранных
слов(для изучения иностранных
языков больше всего подойдет
способ нахождения слуховой
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что человеческая память, если ее постоянно упражнять, будет продолжать улучшаться с возрастом. Стимуляция увеличивает количество выпуклостей на клетках мозга. А поскольку в своей основной массе память зависит от количества этих выпуклостей, очень важно, чтобы мозг постоянно стимулировался. Нужно также постоянно практиковать запоминание и воспроизведение во всех ситуациях, где только есть малейшая возможность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память с точки зрения психолога не является психической способностью — свойством или функцией психики,— которую можно было бы познать с помощью изощренной интроспекции. Термин "память" позволяет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофизиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдаленные во времени, существенным образом модифицировали состояние организма. Нам память представляется своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное,— действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков. О значении памяти говорит хотя бы тот факт, что древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз. Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем. Если мы считаем, что "хорошая память" — это способность правильно и с буквальной точностью припоминать материал, то секрет ее заключается в длительной упорной работе при заучивании и в развитии интересов, каждый из которых совершенно самостоятелен и изолирован от других. Если же, как и следует, под "хорошей памятью" мы понимаем запоминание того, что является наиболее полезным для успешного приспособления к требованиям, предъявляемым нам жизнью, то ее секрет заключается в организации прошлого опыта под воздействием многосторонних интересов, тесно связанных между собой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1)Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 143 с. — Библиогр.: с. 142. — ISBN 5-87852-044-3.
2)Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 381 с. : ил. — (Классическая учебная книга) (Высшее образование) (Classicus). — Указ. имен: с. 364-367. - Предм. указ.: с. 368-378. — Библиогр.: с. 328-363. — ISBN 978-5-7695-4915-1.
3)Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2007. — 582 с. : ил. — (Учебник нового века). — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-272-00062-0.
4)Марилов, В. В. Общая психопатология [Текст] : учебное пособие для вузов / В. В. Марилов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 220 с. — (Высшее профессиональное образование, Психология). — Библиогр.: с. 214-218. — ISBN 978-5-7695-4909-0.
5)Нуркова, В. В. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова. — 2-е изд., стер. — 2008. — 318 с. : ил. — ISBN 978-5-7695-5148-2 ((Т. 3)) .
6)Общая психология [Текст] : в 7 томах : учебник для студентов вузов / под ред. Б. С. Братуся. — М.: Академия, Б.г. — (Университетский учебник по психологии). — ISBN 978-5-7695-3817-9.
7)Оперативная память [Электронный ресурс] // URL. http:// persev.ru
8)Процессы памяти [Электронный ресурс] // URL. http:// psychologos.ru
9)Психология памяти [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Изд. 3-е. — М.: ЧеРо, 2007. — 814 с. : ил. — (Хрестоматия по психологии). — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 5-88711-176-3.
10)Слободчиков В. И. Антропологический принцип в психологии развития [Текст] // Вопросы психологии. —2008. — #6. — С. 3-17.
1 Психология памяти [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Изд. 3-е. — М.: ЧеРо, 2007.
2 Процессы памяти [Электронный ресурс] // URL. http:// psychologos.ru
3 Оперативная память [Электронный ресурс] // URL. http:// persev.ru
4 Нуркова, В. В. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова. — 2-е изд., стер. — 2008.
5 Психология памяти [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Изд. 3-е. — М.: ЧеРо, 2007.
6 Нуркова, В. В. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова. — 2-е изд., стер. — 2008.