Память и способы её улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Вся жизнь человека, по сути связана с памятью. Память разума, память чувств, память сердца… Память-необходимое условие всякой деятельности: научной, профессиональной, социальной, личной. Порой создаётся впечатление, что она живёт как бы отдельной жизнью, неподвластной нам. У всех бывало такое, что желая забыть что- то, ты -наоборот- накрепко запоминаешь это, и не можешь избавиться от ненужных воспоминаний. А бывает –стараешься припомнить нечто важное, а оно никак не идёт в голову. Или бывает так, что какое-то слово, жест, звук, запах оживляют, казалось, безвозвратно ушедшее, забытое навсегда.
Сложность психологических феноменов приводит иногда учёных к мнению, что сам термин «память» как обозначение определённой функции устарел, что нужно от него отказаться и сосредоточить усилие на выяснение того, «как люди используют свой прошлый опыт при встрече с настоящим и думая о будущем»(У.Найссер).Но вряд ли нужно отказываться от данного термина, ведь не смотря на всю свою сложность память- великий дар.

Содержание

Оглавление С
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Память как высшая психическая функция.………………………………5
Глава 2.Процессы памяти…………………………………………………………..7
Глава 3.Классификация видов памяти……………………………………………..9
2.1. По времени………………………………………………………………...9
2.2. По содержанию…………………………………………………………..11
Глава 4.Способы улучшения памяти……………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованных источников……………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

Оглавление                                                                                                                 С

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Память как высшая психическая функция.………………………………5

Глава 2.Процессы памяти…………………………………………………………..7

Глава 3.Классификация видов памяти……………………………………………..9

2.1.         По времени………………………………………………………………...9

2.2.         По содержанию…………………………………………………………..11

Глава 4.Способы улучшения памяти……………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вся жизнь человека, по сути связана с памятью. Память разума, память чувств, память сердца… Память-необходимое  условие всякой деятельности: научной, профессиональной, социальной, личной. Порой создаётся впечатление, что  она живёт как бы отдельной  жизнью, неподвластной нам. У всех бывало такое, что желая забыть что- то, ты -наоборот- накрепко запоминаешь  это, и не можешь избавиться от ненужных воспоминаний. А бывает –стараешься  припомнить нечто важное, а оно  никак не идёт в голову. Или бывает так, что какое-то слово, жест, звук, запах  оживляют, казалось, безвозвратно ушедшее, забытое навсегда.

Сложность психологических  феноменов приводит иногда учёных к  мнению, что сам  термин «память» как обозначение определённой функции  устарел, что нужно от него отказаться и сосредоточить усилие на выяснение  того, «как люди используют свой прошлый  опыт при встрече с настоящим  и думая о будущем»(У.Найссер).Но вряд ли нужно отказываться от данного  термина, ведь не смотря на всю свою сложность память- великий дар.

Психологическое (как и  любое научное) исследование ,обычно вынуждено вычленять отдельные  аспекты предмета своего изучения, отстраняясь при этом от других и  от всего целого. За последние столетия были изучены особенности непосредственной, опосредованной, оперативной, долговременной и других видов памяти, связь запоминания  и воспроизведения с эмоционально-волевой  сферой, с проблемой уровней переработки  информации, с репродуктивными и  продуктивными компонентами деятельности и др.Так стало выявляться сложное  психологическое устройство памяти .Наряду с анализом  шли попытки  собрать детали и блоки в единую систему, сконструировать  целостные  модели памяти.

Рассуждают о памяти, пытаются открыть её законы не только психологи. Физики говорят  о памяти  объектов неживой природы. К примеру, резиновый  мяч возвращает форму, после того, как его сжали. Получается, он «помнит»,каким  был до воздействия.

Явления памяти распространены в природе повсеместно, и вряд ли тема памяти когда-нибудь перестанет интересовать человечество.

 

 

 

Память-совокупность процессов, пронизывающий каждый миг жизни  человека. Мы пользуемся услугами памяти каждый раз, когда слышим звук, делаем шаг, говорим слово. Неудивительно, что феномен памяти волнует исследователей ещё с древних времён и до наших  дней. Ещё в античности к проблеме памяти обращались философы- Платон и  Аристотель ,позже над этим работали религиозные мыслители- Блаженный  Августин и Фома Аквинский. Память остаётся центром притяжения интереса учёных и в 21 веке. Г.Эббингауз, немецкий психолог- экспериментатор, посвятил свою жизнь  изучению закономерностей запоминания, Дж.Миллер, изучил объёмы кратковременной  памяти. В наше время изучению памяти уделяют такие психологи как:  А.Г.Маклаков, А.Р.Лурия, А.В.Савельев, П.Нора, Р.Аткинсон, Ю.Б.Гиппенрейтер,  В.В.Нуркова, А.Г.Вартанян, Э.А.Голубева, Р.Зинц, Г.Глейтман и т.д. Немало книг посвящено памяти и её процессам, существует огромное количество материала. Специализированные журналы ежегодно публикуют тысячи статей, посвященных исследованиям  памяти.

Цель данного исследования: Исследовать процессы памяти и изучить  способы её улучшения

Задачи исследования:

-Охарактеризовать понятия,  процессы и явления памяти

-Классифицировать виды  памяти

-Изучить законы памяти, способы её улучшения

Объект исследования: память

Предмет исследования: способы  улучшения

 

Глава 1

ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ

Память, в собственном  смысле слова, есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как  оно уже перестало непосредственно  сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или  факте, о котором мы в данную минуту не думали и который сознается  нами теперь как явление, имевшее  место в нашем прошлом. В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед ним практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные  формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может  совершаться в форме непроизвольного  запечатления, сознательного, преднамеренного  запоминания, систематически организованного  заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек  предварительно ознакомился при  его предъявлении, и в свободном  его воспроизведении. Воспроизведение  может, далее, выразиться в форме  представлений и знаний, отвлеченных  от частной ситуации, в которой  они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому... Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое  было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся  в единстве личного сознания, и  невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через  всю нашу жизнь и делающий нас  тем, что мы есть.1 Самое "сохранение" — это не пассивное лишь хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного устроения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие.

Генетически первичной является моторная память, которую можно зафиксировать  уже у месячного младенца. Так, младенец, помещенный в позу кормления, начинает причмокивать губами даже в  том случае, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной  позе, он не проявляет готовности к  приему пищи. Далее появляется аффективная (чувственная) память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции  служит эмоция. Следующая стадия –  возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому – словесно-логическая память.

Развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в  запоминание внутренне опосредствованное. Таким образом, в ходе становления  памяти как высшей психической функции  память становится, во-первых, опосредствованной  различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.2 Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой  человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит

2) при сотрясении мозга нередко  наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте

3) раздвоение личности - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает

 

Исходя из этого, нужно  отметить, что все процессы памяти последовательны и  не могут существовать в отдельности, каждый процесс порождает  другой. Потребность в овладении  этими процессами и в их развитии острее ощущается, когда усложняются  формы человеческой деятельности, и  она существенно связана с  потребностями организованной деятельности.

 

Глава 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

3.1.По времени

По времени виды памяти можно разделить на  кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную.

Исследователи выделяют кратковременную  и долговременную память как основные виды памяти. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после  первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной  памяти).Другой закон, установленный  Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки. Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Оперативная память – это вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. В оперативную память поступает материал как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Характеристиками являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность хранения, лабильность и помехоустойчивость.3

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память.  По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Виды памяти перетекают одна из другой, и нарушения в одной  могут вызвать сбои в другой. Но безусловно способности памяти поражают. Известный математик и кибернетик Д.Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В.Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашёл в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он ещё мог цитировать выдержки из неё.

 

 

3.2.По организации запоминания

По способу организации  запоминания выделяют эпизодическую, семантическую и процедурную  память.

Эпизодическая память содержит событийную информацию о человеке форме, где имеют значение контекстуальные свойства (место и время). Например, «я вчера ходил на концерт известной группы» — информация, извлечённая из эпизодической памяти. Ей противопоставляется семантическая память, которая хранит общую информацию о мире, которую можно описать с помощью речи.

Семантическая память– вид долговременной памяти, в которой хранятся общие  абстрактные знания о мире, значения слов. В исследованиях семантической памяти доминируют две основных позиции, различающиеся по своей направленности: ассоциативный подход, который сосредоточен на функциональных связях между понятиями, и когнитивный подход, который сосредоточен на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью. Ассоциативное направление исследует семантическую организацию памяти путем анализа особенностей свободного воспроизведения (например, то, какие слова припоминаются совместно); предполагается, что таким путем можно получить информацию о характере организации понятий и лежащей в их основе когнитивной структуры. Когнитивные модели систематизируют данные семантических экспериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они подразделяются на групповые модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.4  

Информация о работе Память и способы её улучшения