Память и представление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. [2, с. 143]
Можно выделить несколько уровней средств хранения информации - физический, биологический, физиологический и психологический.

Содержание

Глава 1. Память 3
Глава 2. Представление 10
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

КР Память и представление.docx

— 37.05 Кб (Скачать)

Представления возникают не сами по себе, а в  результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют  огромное значение не только для процессов памяти или воображения, – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. [2, с. 214]

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются  наглядностью. Представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений  является фрагментарность. Представления  полны пробелов, отдельные части  и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Не  менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный  образ, будь то какой-либо предмет или  чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались  его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь  его вызвать. Кроме того, представления  очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного  образа. [6, с. 72]

Следует отметить, что представления –  это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется  не только в тех представлениях, которые относятся к целой  группе сходных предметов, но и в  представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим  не один раз, и каждый раз у нас  формируется какой-то новый образ  этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит  всегда обобщенный характер. [4, с. 146]

Наши  представления всегда являются результатом  обобщения отдельных образов  восприятия. Степень обобщения, содержащегося  в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся  большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций  в психической регуляции поведения  человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции:

    1. Сигнальная – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
    2. Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
    3. Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. [3, с. 119]

Поскольку в основе представлений лежит  прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято  выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить  по следующим признакам:

    1. по их содержанию: математические, географические, технические, музыкальные и т. д.;
    2. по степени обобщенности: частные и общие.
    3. по степени проявления волевых усилий. [5, с. 159]

Большинство имеющихся у нас представлений  связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в  отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области  слуховых представлений важнейшее  значение имеют речевые и музыкальные  представления. В свою очередь, речевые  представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные  речевые представления. Суть музыкальных  представлений главным образом  заключается в представлении  о соотношении звуков по высоте и  длительности, так как музыкальная  мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой  класс представлений – двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо  остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений – пространственных представлениях. Данный термин применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности – пространственное размещение вещей – они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда – двигательный компонент. [7, с. 27]

Кроме того, все представления различаются  по степени обобщенности. Представления  принято разделять на единичные  и общие. Следует отметить, что  одно из основных отличий представлений  от образов восприятия заключается  в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т.е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления  различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято  выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления  – это представления, возникающие  спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. [3, с. 138]

Все люди отличаются друг от друга по той  роли, которую играют в их жизни  представления того или иного  вида. Существование между людьми различий по качеству представлений  нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут  быть разделены в зависимости  от преобладающего типа представлений  на четыре группы: лица с преобладанием  зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с  представлениями смешанного типа.

Человек с преобладанием представлений  зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где  этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными  типами представлений встречаются  крайне редко. У большинства людей  в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного  человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений  определенного типа, но и в особенностях представлений. [1, с. 177]

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного  материала. Суть данного утверждения  состоит в том, что наши представления  в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения  к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует  иметь в виду, что всякое представление  содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. [4, с. 149]

Увеличение  обобщающего значения представлений  может идти в двух направлениях.

    • Схематизация – представление постепенно теряет ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме.
    • Развитие типических образов – представления становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений. [2, с. 221]

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической  регуляции деятельности человека, так как это образ предмета, который воспроизводится в отсутствие предмета. Представления разных людей могут значительно отличаться по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т.д. Возникновение представлений и постоянное совершенствование этого познавательного психического процесса имеет большое значение для всей сознательной жизни человека.

 

Список литературы

 

    1. Гализо М.В., Домашенко  И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология  человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276с.
    2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592с.
    3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2010. – 384с.
    4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 432с.
    5. Розин В.М. Психология: наука и практика: Учебное пособие. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. – 544с.
    6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 . – 423с.
    7. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 272с.

 


Информация о работе Память и представление