Память и представление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. [2, с. 143]
Можно выделить несколько уровней средств хранения информации - физический, биологический, физиологический и психологический.

Содержание

Глава 1. Память 3
Глава 2. Представление 10
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

КР Память и представление.docx

— 37.05 Кб (Скачать)

Образовательный Консорциум Среднерусский Университет

Московский Областной  Гуманитарный Институт

Кафедра Экономики  и Управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Педагогика и Психология»

 

на тему: «Память и представление»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы

ГМУ-21-08

Харламова К.С.

Работу проверил:

К.П.Н. Володин А.А.

 

 

Подольск – 2010

Содержание

 

Глава 1. Память            3

Глава 2. Представление        10

Список литературы         16 

Глава 1. Память

 

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращения  в сферу сознания. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. [2, с. 143]

Можно выделить несколько  уровней средств хранения информации - физический, биологический, физиологический  и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных  преобразований, осуществляемых с физическими  телами - это «внешняя» память человека. На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур. На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов. На психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны. [4, с. 108]

Память складывается из трех частей: запоминания, сохранения и воспроизведения  того, что сохранялось. Каждая из этих частей и есть процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и  протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и  воспроизведение называются основными  процессами памяти.

Запоминание – это процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. С  точки зрения физической теории памяти запоминание – это образование  нервных связей, «следов» в коре больших полушарий. На протяжении всей жизни человек накапливает массу более или менее организованного опыта, отдельные части которого всегда склонны влиять друг на друга и разными путями изменять друг друга. [1, с. 115]

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два  основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание  – это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть  нашего опыта. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно место, которое занимает данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше. Непроизвольно запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу, повышенный интерес, эмоции или имеет для нас большое значение.

Произвольное запоминание  – это запоминание, которое требует  постановки цели на точное, полное и  по возможности последовательное запоминание. Наличие подобной цели, или, иначе, установки  на запоминание, существенно меняет деятельность человека, его отношение  к воспринимаемой информации. [5, с. 149]

Еще большее значение имеет  установка на длительное запоминание, так как люди, желая запомнить  материал на длительный срок, работают с ним более интенсивно, и он осмысливается ими более глубоко. Большое влияние на запоминание оказывает интерес к материалу.

Наряду с вышеперечисленными видами запоминания, выделяют следующие виды: механическое запоминание и смысловое запоминание. Механическим называется запоминание без понимания, без выстраивания логических связей. Оно особенно проявляется при изучении иностранных языков, при запоминании ряда цифр и так далее. Это запоминание основано преимущественно на повторениях. Смысловое запоминание требует осознание цели, анализ материала, выделение главной существенной мысли, а также установление смысловых связей. [5,с.153]

Сохранение – это упрочение  нервных связей в коре больших  полушарий, главное условие которого – повторение материала. После того, как информация поступает в долговременную память, она не остается там в  неизменном виде, с ней происходят не только количественные, но и качественные изменения. Поступивший материал подвергается перестройке как под влиянием вновь поступившей информации, так  и в результате дальнейшей мысленной  переработки и переоценки этого  материала.

Наиболее существенное изменение  материала – это его сокращение. Характер этого сокращения зависит  от способов запоминания. При смысловом  запоминании оно состоит в  том, что в памяти остаются только главные мысли, все второстепенное исчезает, отпадает. При механическом запоминании могут остаться лишь отдельные разрозненные куски, фрагменты. Также лучше сохраняется тот  материал, который заучивался днем, повторялся на ночь и утром после  пробуждения. [7, с.100]

Оборотной стороной сохранения является забывание. Процесс забывания  может быть менее или более  глубоким. Чем реже включается определенный материал в деятельность человека, чем менее значимым он становится для достижения цели, тем более  глубоким оказывается забывание  этого материала. При этом невозможность  его припомнить не означает, что  он полностью потерян. Забывается конкретная форма материала, в то время как  его существенное, устойчиво значимое содержание присоединяется к соответствующим  знаниям и формам поведения и  воспроизводится в них. [1, с. 123]

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного  ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс восстановления прежде усвоенного материала может  характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. [2, с. 168]

Существует несколько  основных подходов в классификации  памяти. В настоящее время в  качестве основания для выделения  различных видов памяти принято  рассматривать зависимость характеристик  памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычисляются  в соответствии с тремя основными  критериями:

1) По характеру психической  активности преобладающей в деятельности  память делят на двигательную, эмоциональную, образную и сословно-логическую;

2) По характеру целей  деятельности – на произвольную  и непроизвольную;

3) По продолжительности  закрепления и сохранения материала  – на кратковременную, долговременную  и оперативную; 

4) По использованию специальных  средств запоминания – не непосредственное  и опосредствованное. [6, с. 287]

Рассмотрим характеристики видов памяти по характеру психической активности.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сокращение и воспроизведение различных  движений. Двигательная память является основой для формирования различных  практических и трудовых навыков. Без  памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие  действия.

Эмоциональная память –  память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности  запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности  и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому  эмоциональная память имеет очень  высокое значение в жизни и  деятельности человека. Пережитые и  сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это  память на представления, картины природы, а так же на звуки, знаки, вкусы  и др. Суть образной памяти заключается  в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. [3, с. 84]

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Уровень их развития у каждого  человека неодинаков, что позволяет  говорить о словесно-логическом или  образном видах памяти. Зрительная память связана с сохранением  и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает у  человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию  зрительных образов. Слуховая память –  это запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Двигательная память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных  движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков. Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую  роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических  потребностей, а так же к обеспечению  безопасности и самосохранения организма. [4, с. 129]

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении  наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим  мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с  друзьями.

Особенностью данного  вида памяти является то, что мысли  не существуют без языка, поэтому  память на них называется не просто логической, а словесно-логической. [3, с. 92]

Мы уже говорили, что  все виды памяти тесно связаны  друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны. Существует, однако, и такое деление  памяти на виды, которое прямо связано  с особенностями самой выполняемой  деятельности. Так, в зависимости  от целей деятельности память делят  на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек  встречается в жизни, однако и  этому виду памяти свойственна избирательность  – лучше закрепляется то, что  непосредственно связано с жизненной  необходимостью, интересами, потребностями  человека, а так же с целями и  задачами его деятельности. Произвольное запоминание представляет собой  особую и достаточно сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные  мнемотехнические действия. Является специфическим человеческим видом  памяти, который возникает на основе произвольной памяти и развивается  совместно с мышлением и другими  высшими психическими функциями. [1, с. 175]

Существует деление памяти на виды, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременную  и долговременную.

Считается, что кратковременная  память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение  связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями  в отдельных клетках, входящими  в состав нейронных систем, и связана  с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных  связей, исходящих из областей фронтальной и теменной коры. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

Долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. [6, с. 303]

Любой вид памяти имеет следующие свойства:

    • Полноту –  количество сбереженного памятью материала;
    • Точность – способность к воспроизведению информации без искажений, потерь или дополнений «от себя»;
    • Долговременность – количество времени сохранения информации в памяти;
    • Готовность – способность быстро и к месту припомнить нужную информацию. [7, с. 124]

Таким образом, в современных условиях память выступает как одно из важнейших  свойств человека, позволяющее ему  ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без соответствующе развитой памяти сейчас практически труднодостижимо развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками. Так же важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации. Из-за прогрессирующего объема необходимой информации в обществе возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все, что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны.

 

Глава 2. Представление

 

Представление – процесс использования сохранившихся в памяти восприятий из личного опыта человека для изучения новых ситуаций, мысленного образного решения задач, мысленного проектирования и проигрывания предстоящих действий.

Информация о работе Память и представление