Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:47, контрольная работа
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. [2, с. 143]
Можно выделить несколько уровней средств хранения информации - физический, биологический, физиологический и психологический.
Глава 1. Память 3
Глава 2. Представление 10
Список литературы 16
Образовательный Консорциум Среднерусский Университет
Московский Областной Гуманитарный Институт
Кафедра Экономики и Управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогика и Психология»
на тему: «Память и представление»
Работу выполнила:
студентка группы
ГМУ-21-08
Харламова К.С.
Работу проверил:
К.П.Н. Володин А.А.
Подольск – 2010
Содержание
Глава 1. Память 3
Глава 2. Представление 10
Список литературы 16
Глава 1. Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. [2, с. 143]
Можно выделить несколько уровней средств хранения информации - физический, биологический, физиологический и психологический.
На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами - это «внешняя» память человека. На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур. На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов. На психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны. [4, с. 108]
Память складывается из трех частей: запоминания, сохранения и воспроизведения того, что сохранялось. Каждая из этих частей и есть процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и воспроизведение называются основными процессами памяти.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. С точки зрения физической теории памяти запоминание – это образование нервных связей, «следов» в коре больших полушарий. На протяжении всей жизни человек накапливает массу более или менее организованного опыта, отдельные части которого всегда склонны влиять друг на друга и разными путями изменять друг друга. [1, с. 115]
В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание – это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть нашего опыта. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно место, которое занимает данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше. Непроизвольно запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу, повышенный интерес, эмоции или имеет для нас большое значение.
Произвольное запоминание – это запоминание, которое требует постановки цели на точное, полное и по возможности последовательное запоминание. Наличие подобной цели, или, иначе, установки на запоминание, существенно меняет деятельность человека, его отношение к воспринимаемой информации. [5, с. 149]
Еще большее значение имеет
установка на длительное запоминание,
так как люди, желая запомнить
материал на длительный срок, работают
с ним более интенсивно, и он
осмысливается ими более
Наряду с вышеперечисленными видами запоминания, выделяют следующие виды: механическое запоминание и смысловое запоминание. Механическим называется запоминание без понимания, без выстраивания логических связей. Оно особенно проявляется при изучении иностранных языков, при запоминании ряда цифр и так далее. Это запоминание основано преимущественно на повторениях. Смысловое запоминание требует осознание цели, анализ материала, выделение главной существенной мысли, а также установление смысловых связей. [5,с.153]
Сохранение – это упрочение нервных связей в коре больших полушарий, главное условие которого – повторение материала. После того, как информация поступает в долговременную память, она не остается там в неизменном виде, с ней происходят не только количественные, но и качественные изменения. Поступивший материал подвергается перестройке как под влиянием вновь поступившей информации, так и в результате дальнейшей мысленной переработки и переоценки этого материала.
Наиболее существенное изменение
материала – это его
Оборотной стороной сохранения является забывание. Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Чем реже включается определенный материал в деятельность человека, чем менее значимым он становится для достижения цели, тем более глубоким оказывается забывание этого материала. При этом невозможность его припомнить не означает, что он полностью потерян. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание присоединяется к соответствующим знаниям и формам поведения и воспроизводится в них. [1, с. 123]
Воспроизведение можно определить
как процесс памяти, в результате
которого происходит актуализация закрепленного
ранее содержания путем извлечения
его из долговременной памяти и перевода
в оперативную. Процесс восстановления
прежде усвоенного материала может
характеризоваться различной
Существует несколько
основных подходов в классификации
памяти. В настоящее время в
качестве основания для выделения
различных видов памяти принято
рассматривать зависимость
1) По характеру психической
активности преобладающей в
2) По характеру целей
деятельности – на
3) По продолжительности
закрепления и сохранения
4) По использованию специальных
средств запоминания – не
Рассмотрим характеристики видов памяти по характеру психической активности.
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сокращение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
Эмоциональная память –
память на чувства. Данный вид памяти
заключается в нашей
Образная память – это память на представления, картины природы, а так же на звуки, знаки, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. [3, с. 84]
Следует отметить, что многие
исследователи разделяют
Словесно-логическая память
выражается в запоминании и
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. [3, с. 92]
Мы уже говорили, что
все виды памяти тесно связаны
друг с другом и не существуют независимо
друг от друга. Поэтому в каждом конкретном
процессе все виды памяти взаимосвязаны.
Существует, однако, и такое деление
памяти на виды, которое прямо связано
с особенностями самой
Непроизвольно запоминается
многое из того, с чем человек
встречается в жизни, однако и
этому виду памяти свойственна избирательность
– лучше закрепляется то, что
непосредственно связано с
Существует деление памяти на виды, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременную и долговременную.
Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.
Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной и теменной коры. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.
Долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. [6, с. 303]
Любой вид памяти имеет следующие свойства:
Таким образом, в современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без соответствующе развитой памяти сейчас практически труднодостижимо развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками. Так же важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации. Из-за прогрессирующего объема необходимой информации в обществе возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все, что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны.
Глава 2. Представление
Представление
– процесс использования