Память и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:30, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы
формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Содержание

Введение..........................................................................................................2
Память и ее значение......................................................................................3
Ассоциации……………………………………………………………..……4
Виды памяти и их особенности.....................................................................6
Формирование и развитие памяти……………………………………...….11
Основные процессы и механизмы памяти.................................................. 12
Запоминание...................................................................................................12
Сохранение.....................................................................................................15
Воспроизведение и узнавание......................................................................15
Забывание и борьба с ним.............................................................................17
Заключение.....................................................................................................19
Список использованной литературы............................................................20

Работа содержит 1 файл

Память.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Успешность воспроизведения  зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при

воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения  — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след

возбуждения, который  был проторен при запоминании.

Формы воспроизведения:

Ø                    узнавание — проявление памяти, которое возникает

при повторном  восприятии объекта;

Ø                    воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Ø                    припоминание, представляющее собой  наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП

информации;

Ø                    реминисценция — отсроченное  воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

Ø                    эйдетизм — зрительная память, долго  сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и

означает, что  происходит восприятие объекта, представление  о котором

сформировалось  у человека или на основе личных впечатлений (представление

памяти), или  на основе словесных описаний (представление  воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания.

Между определенным и неопределенным узнаванием есть много  общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым

процессом. 
 

Забывание и борьба с ним

Забывание —  естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно

только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.

Забывается в  первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему

нет интереса, что  перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется  в двух основных формах:

а) невозможность  припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные

степени воспроизведения  и узнавания. Некоторые исследователи  называют их

«уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

1)                    воспроизводящая память;

2)                    опознающая память;

3)                    облегчающая память.

Забывание протекает  во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала

происходит сразу  же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет

медленнее.

Забывание может  быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании  закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что

человеку на протяжении долгого времени не удается  воспроизвести, припомнить

что-либо. Часто  забывание бывает временным, когда  человек не может

воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Забывание может  быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически

заученного материала.

Для уменьшения забывания необходимо:

1)                    понимание, осмысление информации

2)                    повторение информации

Забывание в  значительной степени зависит от характера деятельности,

непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию  деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Забывание может  быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в  подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем  более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Другими формами  забывания являются ошибочное припоминание и

ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени

теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и

неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала  могут носить и другой

характер, когда  забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в

существенном  несоответствии припомненного действительно  воспринятому.

Основными существенными  причинами забывания, выходящего за рамки

среднестатистических  значений, являются различные болезни  нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

Забывание также  наступает быстрее при умственном или физическом утомлении.

Причиной забывания  может быть и действие посторонних  раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов. 
 
 
 
 
 

Заключение 

Наш психический  мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню

развития нашей  психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь,

психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью  мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Именно благодаря  памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление

воспринимались  в  прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем  не только узнавать предметы. Мы можем  вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление,

или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее

сохранение. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы

физиологические механизмы этого процесса, какие  условия содействуют этому

запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить

объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. 

Список  использованной литературы 

1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

2. Маклаков А.  Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского.  –

М.: Просвещение, 1983.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д:

Феникс, 1999.

5. Экспериментально-психологические  исследования особенностей памяти. –Киров: ГПИ, 1990.

6. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей памяти. – Абакан: АГПИ, 1991

7. Смирнов А.А.  Проблемы психологии памяти. –  М.: Просвещение, 1985

8. Сергеев Б.Ф.  Тайны памяти. – М.: Владос, 1991

9. Немов Р.С.  Психология. 3-х томник. – М.: Владос

Информация о работе Память и ее виды