Память и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:30, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы
формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Содержание

Введение..........................................................................................................2
Память и ее значение......................................................................................3
Ассоциации……………………………………………………………..……4
Виды памяти и их особенности.....................................................................6
Формирование и развитие памяти……………………………………...….11
Основные процессы и механизмы памяти.................................................. 12
Запоминание...................................................................................................12
Сохранение.....................................................................................................15
Воспроизведение и узнавание......................................................................15
Забывание и борьба с ним.............................................................................17
Заключение.....................................................................................................19
Список использованной литературы............................................................20

Работа содержит 1 файл

Память.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение..........................................................................................................2

Память и ее значение......................................................................................3

Ассоциации……………………………………………………………..……4

Виды памяти и их особенности.....................................................................6

Формирование  и развитие памяти……………………………………...….11

Основные процессы и механизмы памяти.................................................. 12

Запоминание...................................................................................................12

Сохранение.....................................................................................................15

Воспроизведение и узнавание......................................................................15

Забывание и  борьба с ним.............................................................................17

Заключение.....................................................................................................19

Список использованной литературы............................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Память —  форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении,

сохранении и  последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является

важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память —  основа психической деятельности. Без  нее невозможно понять основы

формирования  поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов  или процессов реальной действительности, которые мы

воспринимали  ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются

представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр  Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у

каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями  обладал

знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени  каждого из 20-ти тысяч

жителей греческой  столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе  по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем,

умеем, есть следствие  способности мозга запоминать и  сохранять в памяти

образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек, лишенный

памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении

новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем

овладеть, и его  действия определялись бы только инстинктами. Память создает,

сохраняет и  обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни

успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек  запоминает наиболее

прочно те факты, события и явления, которые имеют  для него, для его

деятельности  особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека

малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое

значение при  запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

Все, что в  окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами,

запоминается  лучше, чем то, что с ними не связано 
 

Память  и ее значение 

Образы предметов  и явлений, которые возникают  в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память —  это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и

воспроизведения.

На запоминание  сильно влияет эмоциональное отношение  человека к тому, что

запоминается. Все  то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,

откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность  памяти во многом зависит и от волевых  качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно

регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и

задач, которые  ставит в своей деятельности.

Память участвует  уже в акте восприятия, так как  без узнавания восприятие

невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического

процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в

отсутствие его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ассоциации

С физиологической  точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен

Аристотеля):

1.                     Ассоциация по смежности.

Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления,

которые в прошлом  переживались одновременно с ними или  непосредственно вслед за

ними.

2.                     Ассоциация по сходству.

Образы восприятия или определенные представления  вызывают в нашем сознании

представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

3.                     Ассоциация по контрасту.

Образы восприятия или определенные представления  вызывают в нашем сознании

представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации —  смысловые. В них

связываются два  явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Для образования  ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.

Для работы мозга  необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида

информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память

индивидуальная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  памяти и их особенности.

Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени  сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае говорят  о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной  и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение  основным из названных видов памяти. 
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память – образ. 
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 
(без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. 
Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. 
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. 
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. 
После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. 
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. 
Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда  то было им запомнено. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. 
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по 
– видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. 
Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание. 
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. 
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. 
Особую разновидность речевой памяти составляет словестно – логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства, смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. 
Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. 
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. 
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. 
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. 
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. 
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. 
Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью его объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. 
Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно. 
Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они – то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения. 
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего 
3 буквы и спустя примерно 18 секунд воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный отчет тройками, начиная с какого – нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 секунд. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20 % первоначальной воспринятой им информации. 
Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что – либо, сосредоточить его внимание на этом, то существующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. 
Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических часов цифра 6. Нередко оказывается, что её на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на сои часы, не обращал внимание на тот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедуру введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания. 
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в идее определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую – либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. 
При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, служащих средством запоминания и воспроизведения. 
Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемый зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, а затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовывать видимые слова в слышимые. 
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, антерогадной амнезии – сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  и развитие памяти.

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые  в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс  развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и  замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания  и воспроизведения различных  мнемонических приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого  человека превращается в произвольное. 
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. 
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. 
П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффетивная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развитии человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим. 
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский, 
“память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук. 
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. 
Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. 
Так считал П. П. Блонский. 
Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по – видимому раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

Информация о работе Память и ее виды