Память и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:36, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Содержание

Введение 1
Основные определения 2
Основные черты памяти 3
Индивидуальные различия памяти 4
Виды и формы памяти 6
Механизмы памяти 10
Некоторые распространенные нарушения памяти 13
Некоторые универсальные принципы в механизме памяти 14
Заключение 16
Используемая литература 18

Работа содержит 1 файл

психол.к.р. - копия.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

     4. Забывание - процесс противоположный  сохранению.

     Когда мы видим значительное различие между  оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

     Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

     Есть  несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

     1) Теория систематической деформации  следов памяти - говорит что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

     2) Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание) Например: немудро после математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

     3) Теория мотивируемого забывания  говорит, что цель и мотивация  человека влияет на забывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З. Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.  

Некоторые распространенные нарушения памяти

     Так как было сказано, что забывание  может быть очень негативным, стоит  кратко упомянуть о некоторых  нарушениях памяти, когда забывание  проявляется особенно ярко.

     Нарушений памяти существует большое количество и будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или провалы памяти. Амнезии могут длиться от нескольких часов и минут, до многих лет.

     В зависимости от процессов, которые происходят, амнезии делят на:

- ретроградную - забывание прошлых событий;

- антероградную - невозможность запоминания на будущее

- ретардированную  - изменение памяти, когда память  не сохраняет переживания и события, происшедшие во время болезни;

- прогрессивную - проявляется в постепенном ухудшении памяти, до ее полной потери.

     Еще одно распространенное нарушение это  иллюзии - информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

     Галлюцинации - явление, когда человек убежден  в реальности переживаний, которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в воображении.

     А теперь, подытоживая все вышесказанное о механизмах памяти хотелось бы обобщить вышесказанное, и перечислить некоторые основные практические моменты, связанные с памятью.  
 
 

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти

Данные  факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

     1) при запоминании материала, лучше  всего воспроизводятся его начало или конец.

     2) запоминание пройдет лучше если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней

     3) Любое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше. Повторение  вообще играет большую роль, причем  как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала. 

     4) Установка на запоминание ведет  к лучшему запоминанию. Очень  полезно связать материал с  целью деятельности.

     5) Один из интересных эффектов  памяти - это явление реминисценции.  Это - улучшение со временем, воспроизведения  изученного материала, без какого-то  дополнительного повторения. Реминисценция  чаще всего происходит на 2-3 день после выучивания материала.

     6) Простые события, которые производят  на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

     7) Более сложные и не такие  интересные события человек может  переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.

     8) Любое новое впечатление не  остается в памяти изолированным.  Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.

     9) Память человека всегда связана  с его личностью, поэтому любые  патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.

     10) Память человека всегда теряется  и восстанавливается по одному  и тому же "сценарию": при  потере память первыми теряются  более сложные и недавние впечатления.  При восстановлении наоборот: стачала восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

     Это некоторые наиболее общее, но вовсе  не исчерпывающие закономерности работы памяти у человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью  мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

     Сознание  того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в  прошлом, называется узнаванием.

     Однако  мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

     Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения  является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

     Таким образом, память — это сложный  психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

Гамезо М.В., И.А. Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999г

Крылов  А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000г

Макселон Юзеф, Психология, 1998г

Максименко  С.Д., В.О. Соловьяненко, Психология, МАУП, Киев 2000г

Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994г

Ясперс  Карл, Общая психопатология, «Практика», Москва 1997г

Шаталов В.В. Память и возможности ее развития, Киев 1997г

Гиппертейнер, Основы психологии, Москва 1988г  


Информация о работе Память и ее развитие