Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:36, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Введение 1
Основные определения 2
Основные черты памяти 3
Индивидуальные различия памяти 4
Виды и формы памяти 6
Механизмы памяти 10
Некоторые распространенные нарушения памяти 13
Некоторые универсальные принципы в механизме памяти 14
Заключение 16
Используемая литература 18
План
Введение
Основные определения
Основные черты
памяти
Индивидуальные
различия памяти
Виды и формы
памяти
Механизмы памяти
Некоторые распространенные
нарушения памяти
Некоторые универсальные
принципы в механизме памяти
Заключение
Используемая
литература
ВВЕДЕНИЕ
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу¬дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа¬щей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невоз¬можно понять основы формирования поведения мышления, со¬знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове¬ка необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы
предметов или процессов
Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Значение
памяти в жизни человека очень
велико. Абсолютно все, что мы знаем,
умеем, есть следствие способности мозга
запоминать и сохранять в памяти образы,
мысли, пережитые чувства, движения и их
системы. Человек, лишенный памяти, как
указывал И. М. Сеченов, вечно находился
бы в положении новорожденного, был бы
существом, не способным ничему научиться,
ничем овладеть, и его действия определялись
бы только инстинктами. Память создает,
сохраняет и обогащает наши знания, умения,
навыки, без чего немыслимы ни успешное
учение, ни плодотворная деятельность.
Человек запоминает наиболее прочно те
факты, события и явления, которые имеют
для него, для его деятельности особенно
важное значение. И наоборот, все то, что
для человека малозначимо, запоминается
значительно хуже и быстрее забывается.
Большое значение при запоминании имеют
устойчивые интересы, характеризующие
личность. Все, что в окружающей жизни
связано с этими устойчивыми интересами,
запоминается лучше, чем то, что с ними
не связано.
Основные определения.
Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.
- Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае – мутация и изменения в генах.
- Механическая - это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.
Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память?
Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти.
Память – запоминание, сохранение и последующее использование индивидом его опыта.
В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.
В
целом, память человека можно представить
как своеобразный инструмент, служащий
для накопления и использования жизненного
опыта.
Основные черты памяти
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:
длительность, быстрота
(запоминания и
1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
2.
Быстрота запоминания - отличается
у разных людей. Скорость
3.
Точность - точность проявляется
в припоминании фактов и
4. Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
5.
Готовность к воспроизведению
- способность быстро
Индивидуальные различия памяти
Сразу хочется отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все "по полочкам" и вывести единый шаблон. Тоже относится и к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены.
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:
- различная скорость запоминания;
- в прочности сохранения;
- в легкости
воспроизведения, точность и
Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.
Встречается
даже такое феноменальное
Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как
- Интересов и склонностей личности; (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда)
- От отношения личности к той или иной деятельности;
- От эмоционального настроя (интересно, что память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремиться забывать неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, довольно быстро утрачивают остроту);
- Физического состояния;
- От волевого
усилия и многих других
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти: