Память и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:36, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Содержание

Введение 1
Основные определения 2
Основные черты памяти 3
Индивидуальные различия памяти 4
Виды и формы памяти 6
Механизмы памяти 10
Некоторые распространенные нарушения памяти 13
Некоторые универсальные принципы в механизме памяти 14
Заключение 16
Используемая литература 18

Работа содержит 1 файл

психол.к.р. - копия.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

План

Введение                                                                                                                1

Основные определения                                                                                         2

Основные черты  памяти                                                                                       3

Индивидуальные  различия памяти                                                                     4

Виды и формы  памяти                                                                                          6

Механизмы памяти                                                                                               10                                          

Некоторые распространенные нарушения памяти                                            13                        

Некоторые универсальные  принципы в механизме памяти                             14   

Заключение                                                                                                            16               

Используемая  литература                                                                                     18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь¬зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

     Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и бу¬дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа¬щей в основе развития и обучения.

     Память  — основа психической деятельности. Без нее невоз¬можно понять основы формирования поведения мышления, со¬знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове¬ка необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

     Образы  предметов или процессов реальной действитель¬ности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

     Историки  утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.   

     Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. 

Основные  определения.

     Прежде  всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у  всех живых существ, но человек стоит  на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

- Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае – мутация и изменения в генах.

- Механическая - это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.

     Данные  виды памяти существуют у всех живых  существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память?

     Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

     Память  - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

     Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает  очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти.

     Память  – запоминание, сохранение и последующее  использование индивидом его опыта.

     В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

     Память  является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

     Память  есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

     В целом, память человека можно представить  как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. 

     Основные  черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:

длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.

     1. Объем - способность одновременно  сохранять значительный объем  информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

     2. Быстрота запоминания - отличается  у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

     3. Точность - точность проявляется  в припоминании фактов и событий,  с которыми сталкивался человек,  а также в припоминании содержания  информации. Эта черта очень важна в обучении

     4. Длительность – способность в  течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

     5. Готовность к воспроизведению  - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.  

Индивидуальные  различия памяти

     Сразу хочется отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все "по полочкам" и вывести единый шаблон. Тоже относится  и к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены.

     Память  также нельзя рассматривать в  отрыве от особенностей и свойств  личности. Важно понимать, что у  разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:

- различная скорость  запоминания; 

- в прочности  сохранения;

- в легкости  воспроизведения, точность и объем  запоминания. 

     Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его  воспроизвести. Другие же, наоборот, с  трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

     Разница может быть также качественной, или  отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.

     Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например, у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.

     Память  также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как

- Интересов и  склонностей личности; (то, чем человек  больше интересуется, запоминается  без труда) 

- От отношения  личности к той или иной  деятельности;

- От эмоционального  настроя (интересно, что память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремиться забывать неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, довольно быстро утрачивают остроту);

- Физического  состояния; 

- От волевого  усилия и многих других факторов.  

Виды  и формы памяти

     Существуют  разные классификации видов человеческой памяти:

Информация о работе Память и ее развитие