Память и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Описание работы

«Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Работа содержит 1 файл

Память (реферат).docx

— 28.79 Кб (Скачать)

 
Память  и механизмы ее развития.

      Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

      «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

      Память можно определить как одну из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

      Память  у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все  это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

Существуют  различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

По особенностям функционирования, память различают:

Свойства  памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Закономерности  памяти

  • Память  имеет ограниченный объём.
  • Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени.
  • Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

      Кривая  забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

      Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после  первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание  идет вначале очень быстро. Уже  в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения

Если  есть два дня

    первое повторение — сразу по окончании чтения;

    второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

    третье повторение — через 8 часов после второго;

    четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

Если  нужно помнить  очень долго

    первое повторение - сразу после запоминания;

    второе повторение - через 20-30 минут после первого  повторения;

    третье повторение - через 1 день после второго;

    четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

    пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

Осмысленное запоминание  в 9 раз быстрее механического  заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

      В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.  

      Процесс запоминания может протекать  как мгновенное запечатление - импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

      Организованное  повторение материала с целью  его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

      По  механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое.

      Лучше всего запоминается то, что возникает  в качестве препятствия, затруднения  в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание  материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что  запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

      В широком смысле опорой запоминания  может быть все, с чем мы связываем  то, что нами запоминается или что  само "всплывает" в нас как  связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто  краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего  его собой. Наиболее развернутой  формой смысловых опорных пунктов  являются тезисы, как краткое выражение  основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают  заглавия разделов.

      Материал  запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные  пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем (благодаря ему) содержание раздела. Смысловой опорный пункт - это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения. Перечислим некоторые теории, объясняющие процессы функционирования памяти.

      Согласно Физической теории памяти, работа памяти и мышления зависит от прохождения импульса через систему нейронов. Химическая теория подчеркивает, что работа памяти зависит от происходящих в организме химических процессов, изменений в группах белковых молекул. Согласно Теории ассоциаций (Г. Мюллер, И. Сеченев, И. Павлов и др.), запомнить что-то – это связать запоминаемое с уже известным, образовать ассоциацию, вспомнить – восстановить цепь, когда воспроизведение одних связей влечет за собой воспроизведение других (ассоциация по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту).

      Теории Смыслового запоминая (А. Бине, К. Бюлер). Эти теории особо обращают внимание на роль установок, интересов человека, его прежнего опыта как важнейших факторов, влияющих на работу памяти. На первый план при запоминании выводится выявление смысла запоминаемого.

Существуют  так же теории, описывающие механизмы  функционирования памяти и факторы, благоприятствующее ее эффективной работе. Так, немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909), являющийся первым экспериментатором в изучении памяти, открыл феномен работы памяти, названный впоследствии Эффектом края: из расположенного в ряд заучиваемого материала быстрее запоминаются элементы в начале и конце (то есть скорее по краям, чем по средине).

Ученые  выяснили, что человек непроизвольно  удерживает в своей памяти и в  первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит  то, что отвечает его наиболее актуальным, но еще не вполне удовлетворенным  потребностям. Действия запоминаются лучше, чем слова, а среди действий лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Большое значение имеют ряд факторов: осмысление запоминаемой информации; фактор интереса; объема знаний; фактор первого впечатления; одновременности и последовательности впечатлений; повторения.

Фактор  осмысленияЛюди плохо запоминают, потому что мало обдумывают. Психологи советуют: работая с книгой, не спешите читать ее сразу, а подумайте (например, попытайтесь по названию определить, что в ней написано); попробуйте предугадать, что написано в главе, параграфе; если чувствуете, что после ряда аргументов автор собирается сделать вывод, постарайтесь сделать его сами. Эти же операции можно осуществлять и при слушании доклада, лекции.

Первоначальное  впечатление. Всеми средствами усиливайте первоначальное впечатление: внимательно слушайте, проговаривайте, нарисуйте, запишите то, что вы хотите запомнить.

Фактор  интересаТо, что воспринимается без интереса, запоминается хуже, чем воспринятое с интересом. Хорошее настроение повышает эффективность запоминания.

Установка на запоминаниеЕсли материал заучивать с практической целью (например, с установкой, что это может понадобиться в будущей работе), эффективность работы памяти повышается.

ПовторениеПовторение – мать учения. Большая часть заученного теряется сразу, после запоминания. Установлено, что в течение первого часа по получению информации забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего объема запомненного. Целесообразно, повторив текст, отложить его и вернуться к нему снова через 20-30 минут. Для более прочного запоминания необходимо повторить информацию через 2 недели и через 2-3 месяца.

Одновременность впечатленийПри запоминании текста следует учитывать, что небольшой текст лучше учить целиком, большой – сначала повторить целиком несколько раз, а потом по частям. Всякое последующее запоминание, осуществляемое одновременно, тормозит предыдущее. Поэтому старайтесь при заучивании чередовать разнородные материалы (например, учить материал по физике, а за ним – по иностранному языку). Если вам что-то трудно вспомнить, постарайтесь вспомнить максимум побочных обстоятельств (например, где вы сидели, как были одеты и пр.).

Фактор  объема знанийЧем больше в целом знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. Перед чтением вспомните все, что вы знаете по этой теме. Не приступайте к усвоению нового материала, не усвоив и не вспомнив старого.

Существуют  так же специальные технологии (мнемические приемы) запоминания, соблюдение которых помогает совершенствовать память.

Так, запоминанию  помогает:

1. Образование  смысловых фраз из начальных  букв запоминаемой информации. Последовательность  цветов в спектре легко запомнить  по фразе: каждый охотник желает  знать, где сидит фазан.

2. Прием  ритмизации – перевод информации  в стихи, песни, определенные  ритмы.

3. Запоминание  терминов с помощью созвучных  слов.

Информация о работе Память и ее развитие