Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:03, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу
сознания.
Введение 2
Память и ее значение 3
Ассоциации 3
История изучения памяти 4
Виды памяти 6
Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
Классификация памяти по характеру целей деятельности 9
Классификация памяти по продолжительности сохранения материала 9
Основные процессы и механизмы памяти 10
Запоминание 11
Сохранение 13
Воспроизведение и узнавание 13
Забывание и борьба с ним 14
Память и личность 16
Индивидуальные особенности памяти 16
Типологические особенности памяти 16
Расстройства памяти 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою
очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем
приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание,
впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который
может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих
условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под
памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и
воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в
состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память
занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими
исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс,
обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все
познавательные процессы в единое целое.
Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление
воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы
можем не только узнавать
знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но
воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа
предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный
момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только
воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания,
фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является
запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его
последующее сохранение.
Таким образом,
память — это сложный
нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима
человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии
использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед
психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением
процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы
физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому
запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить
объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы,
на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти
следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки
времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти,
находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на
протекание познавательных
процессов человека.
Список использованной
1. Крутецкий В.
А. Психология. – М.: Просвещение,
1986.
2. Маклаков А.
Г. Общая психология. - СПб.: Питер,
2001.
3. Общая психология.
Под редакцией В. В.
1973.
4. Столяренко Л.
Д. Основы психологии. – Ростов
н/Д: Феникс, 1999.