Память и ее назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:03, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу
сознания.

Содержание

Введение 2


Память и ее значение 3

Ассоциации 3

История изучения памяти 4

Виды памяти 6

Классификация видов памяти по характеру психической активности 7

Классификация памяти по характеру целей деятельности 9

Классификация памяти по продолжительности сохранения материала 9

Основные процессы и механизмы памяти 10

Запоминание 11

Сохранение 13

Воспроизведение и узнавание 13

Забывание и борьба с ним 14

Память и личность 16

Индивидуальные особенности памяти 16

Типологические особенности памяти 16

Расстройства памяти 17

Заключение 19


Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

  Основными   существенными  причинами   забывания,   выходящего   за   рамки

среднестатистических  значений, являются различные болезни  нервной  системы,

а также сильные  психические и  физические  травмы.  В  этих  случаях  иногда

наступает явление, называемое  ретроградной  амнезией.  Она  характеризуется

тем,  что  забывание  охватывает  собой  период,   предшествующий   событию,

послужившему  причиной  амнезии.  С  течением  времени  этот  период   может

уменьшиться,  и  даже  более   того,   забытые   события   могут   полностью

восстановиться  в памяти.

  Забывание   также  наступает  быстрее   при   умственном   или   физическом

утомлении.  Причиной   забывания   может   быть   и   действие   посторонних

раздражителей,  мешающих  сосредоточиться  на  нужном  материале,   например

раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов. 
 

                              Память и личность 
 

  В ходе  жизни   и  деятельности,  в  зависимости   от  особенности  нервной

системы,   у   человека   складываются   индивидуальные   и   типологические

особенности памяти. 

                      Индивидуальные особенности памяти 
 

  Во-первых, индивидуальные  особенности  памяти  связаны   с  особенностями

личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес,  а  люди  с  плохой

памятью  не  все  забывают.  Это   объясняется   тем,   что   память   носит

избирательный характер.  То,  что  соответствует  интересам  и  потребностям

человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых,  индивидуальные  различия

обнаруживаются  в качествах памяти. Можно характеризовать память  человека  в

зависимости от того, насколько развиты у него отдельные  процессы памяти.  Мы

говорим, что у  человека хорошая память, если он отличается:

1) быстротой запоминания,

2) прочностью сохранения,

3) точностью воспроизведения

4) так называемой готовностью памяти.

  Но память  может быть хорошей в одном   отношении  и  плохой  —   в  другом.

Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1.  Наилучшим   является   сочетание   быстрого   запоминания   с   медленным

   забыванием.

2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

3. Быстрое запоминание  сочетается с быстрым забыванием.

4. Наиболее  низкой  продуктивностью  отличается  память,  характеризующаяся

   медленным  запоминанием и быстрым забыванием. 

                      Типологические особенности памяти 
 

  С особенностями  личности, с особенностями деятельности  человека  связано

преимущественное  формирование  одного  из  видов  памяти.  Так,  у  артистов

хорошо  развита  эмоциональная  память,  у  композиторов   —   слуховая,   у

художников  —  зрительная  память,  у   философов   —   словесно-логическая.

Преимущественное  развитие образной или словесной  памяти находится в связи  с

соотношением  первой  и  второй   сигнальных   систем,   с   типологическими

особенностями высшей нервной деятельности.  Художественный  тип отличается

преимущественным   развитием   образной   памяти,   мыслительный    тип    —

преобладанием  словесной  памяти.   Развитие   памяти   зависит   также   от

профессиональной  деятельности человека, так как в деятельности  психика не

только проявляется, но и формируется: композитор  или  пианист  лучше  всего

запоминает мелодии, художник —  цвет  предметов,  математик  —  типы  задач,

спортсмен — движения.

  Тип памяти  определяет  то, как человек запоминает  материал,—  зрительно,

на слух или  пользуясь движением. Некоторые  люди, для того  чтобы  запомнить,

нуждаются в зрительном восприятии того, что они  запоминают.  Это  люди  так

называемого зрительного  типа памяти. Другим для запоминания  нужны  слуховые

образы. Данная категория  людей обладает слуховым типом памяти.  Кроме  того,

существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях  и

особенно в  речевых  движениях.  Это  люди,  обладающие  двигательным  типом

памяти (в частности, рече-двигательным).

  Необходимо  обратить внимание на то, что  типы памяти следует  отличать  от

видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы  запоминаем.  А  так  как

любой человек  запоминает все: и движения, и образы, и чувства,  и  мысли,  —

то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют  их  индивидуальной

особенности.   В  то  же  время   тип  памяти  характеризует  то,   как   мы

запоминаем:  зрительно,  на  слух  или  двигательно.  Поэтому   тип   памяти

представляет собой  индивидуальную  особенность  данного  человека.  У  всех

людей  есть  все  виды  памяти,  но  каждому  человеку   присущ   какой-либо

определенный тип  памяти.

  Принадлежность  к тому или иному типу  в   значительной  мере  определяется

практикой заучивания, т. е. тем, что именно  приходится  запоминать  данному

человеку и как  он приучается запоминать. Поэтому  память  определенного  типа

может быть развита  с помощью соответствующих упражнений.

  Само по  себе развитие памяти не происходит. Для  этого  необходима  целая

система  воспитания  памяти.  Воспитанию  положительных  свойств  памяти   в

значительной степени  содействует рационализация  умственной  и  практической

работы человека:  порядок  на  рабочем  месте,  планирование,  самоконтроль,

использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы  с

практической, критическое  отношение к своей деятельности, умение  отказаться

от неэффективных  приемов работы и заимствовать у  других  людей  эффективные

приемы.  Некоторые  индивидуальные  различия в памяти  тесно связаны   со

специальными механизмами, защищающими мозг  от  лишней  информации.  Степень

активности указанных  механизмов у разных людей различна.  Защитой  мозга  от

ненужной информации объясняется, в  частности,  явление  гипнопедии,  т.  е.

обучение во сне. В состоянии сна некоторые  механизмы,  защищающие  мозг  от

избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание  происходит быстрее. 

                             Расстройства памяти 
 

  Память —  одна из самых уязвимых способностей человека,  ее  многообразные

нарушения  весьма  распространены.  Индивидуальные  параметры   человеческой

памяти отличаются очень  большим  диапазоном,  поэтому  понятие  «нормальная

память»  достаточно   расплывчато.   Например,   ваши   воспоминания  вдруг

становятся живее  и резче, детальнее обычного, в  них  воспроизводятся  самые

мелкие подробности, вы и не подозревали,  что  все  это  «помните».  В  этом

случае говорят  о гиперфункции  памяти,  которая  связана  обычно  с  сильным

возбуждением,  лихорадочным  волнением,  приемом  некоторых  наркотиков  или

гипнотическим воздействием.

  Нарушение  эмоционального равновесия, чувства  неуверенности и  тревожности

задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает  в

этих случаях  форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем  свои

крайне неприятные или позорные поступки.

  Гораздо чаще  встречается  ослабление  функций   памяти,  частичная  утрата

способности сохранять  или  воспроизводить  имеющуюся  информацию.  К  самым

ранним  проявлениям  ухудшения  памяти  относится  ослабление  избирательной

репродукции, затруднения  в  воспроизводстве  необходимого  в  данный  момент

материала.

  При амнезии  вначале утрачиваются способности  запоминать новую информацию,

а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти.  В  первую

очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е.  новые  данные

и новые  ассоциации,  затем  утрачиваются  воспоминания  о  последних  годах

жизни. Зафиксированные  в памяти события детства, юности сохраняются  гораздо

дольше.

  Нарушение   непосредственной   памяти,   или   «корсаковский    синдром»,

проявляется  в  том,  что  нарушена  память  на  текущие  события,   человек

забывает, что он только  что  сделал,  сказал,  увидел,  поэтому  накопление

нового опыта  и знаний становится  невозможным,  хотя  прежние  знания  могут

сохраняться.

  Выделяют также   нарушения  опосредованной  памяти,  когда  опосредованные

способы  запоминания,  например  рисунки,  символы,   связанные   с   некоей

информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти,  т.  е.  подсказка  не

помогают в этом случае, а мешают.

  Если  при   полноценном  функционировании   памяти   наблюдается   «эффект

Зейгарник», т. е. незавершенные  действия запоминаются лучше, то при многих

нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных  компонентов  памяти,

т. е. незавершенные  действия забываются.

  Интересны  факты обманов памяти, имеющих  обычно форму крайне односторонней

избирательности  воспоминаний,  ложных  воспоминаний  и  искажений   памяти.

Обусловлены они  обычно сильными желаниями, неудовлетворенными  потребностями

и влечениями. Искажения  памяти  часто  связаны  с  ослаблением  способности

различать свое и  чужое, то, что человек переживал  и действительности, и  то,

о чем он слышал или читал. При многократном  повторении  таких  воспоминаний

происходит их полная персонификация, т. е. человек  совершенно естественно  и

органично считает  своими  чужие  мысли,  идеи,  которые  он  иногда  сам  и

отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не  участвовал.

Это показывает, насколько  память тесно связана с воображением,  фантазией  и

с тем, что иногда называют психологической реальностью.

  Оказалось,  что  большую  роль  в   закреплении  информации  играют  те  же

подкорковые области, которые ответственны  за  аффективную  и  мотивационную

активацию психики. 
 
 

                                 Заключение 
 

  Наш психический  мир  многообразен  и  разносторонен.  Благодаря  высокому

Информация о работе Память и ее назначение