Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:22, контрольная работа
Наш психический мир разнообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь психическое развитие возможно, потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
1. Память: общая характеристика, классификация, процессы. Способы оптимизации памяти и улучшения запоминания
2. Методы изучения памяти
3. Результаты эмпирического исследования памяти и их интерпретация
Заключение
Список использованной литературы
Методики на определение объёма памяти.
Методика «Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса)»
Цель исследования: определить объем кратковременной памяти на цифровом материале. Соответственно, исследуется такой вид памяти, как кратковременная память и основной процесс – объем памяти.
Методики на запоминание.
Методика «Исследование непосредственного и посредственного запоминания»
Цель: определить насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Здесь исследуется словесно–логическая память. Основные процессы изучения: объем памяти, точность воспроизведения.
Методика «Исследование влияния осмысленности материала на заучивание»
Цель исследования: изучить продуктивность запоминания материала в зависимости от степени его осмысленности. С помощью этой методики исследуется словесно–логическая память.
Методики на заучивание материала.
Методика «Заучивание 10 слов»
Эта методика используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.
Методика «Исследование динамики процесса заучивания»
Цель исследования: изучение процесса заучивания материала. Испытуемому предоставляется 25 не связанных между собой слов, необходимо воспроизвести их в любой последовательности. В этой методике изучается такой вид памяти, как словесно–логическая память.
Методика «Зависимость запоминания от установки личности»
Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки личности. В этой методике так же изучается словесно–логическая память. Изучаемые процессы памяти такие, как: точность воспроизведения, быстрота запоминания и т.п.
Методика «Исследование процесса заучивания и воспроизведение вербального материала модифицированным методом свободных ответов (удачных) ответов (ММСО)»
Цель исследования: изучение влияния проактивного и ретроактивного торможения на процессы заучивания и воспроизведения вербального материала. Здесь исследуется образная память и словесно–логическая. Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.
Методика на узнавание.
Методика «Исследование процессов активного воспроизведения и узнавания»
Цель исследования: изучить особенности воспроизведения и узнавания одного и того же материала и сравнить продуктивность этих процессов. Данная методика изучает процессы такие, как: быстрота запечатления, длительность сохранения материала, точность его воспроизведения. Исследуется словесно–логическая память, а также долговременная.
3. Результаты эмпирического исследования памяти и их интерпретация
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ
Центральной доминирующей фигурой был мальчик с игрушкой в руках.
Воспроизведение несущественных деталей на картинке понижалось к концу опыта.
Воспроизведение цветов предметов, размеров отсутствовало, также отсутствовало и воспроизведение положения предметов относительно друг друга на картинке.
Исчезновение случайных деталей наблюдалось с середины опыта, а исчезновение основных деталей наблюдалось с начала опыта.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ЗНАЧИМОСТИ МАТЕРИАЛА НА ЗАПОМИНАНИЕ
Группа испытуемых состояла из 7 человек.
№ | Список слов | Частота воспроизведения слов |
1 | Мост | 4 |
2 | Дрова | 3 |
3 | Конспект | 5 |
4 | Стул | 7 |
5 | Экзамен | 7 |
6 | Любовь | 7 |
7 | Снег | 6 |
8 | Преподаватель | 7 |
9 | Буква | 5 |
10 | Дерево | 4 |
11 | Семья | 6 |
12 | Окно | 2 |
13 | Кнопка | 4 |
14 | Лекция | 6 |
15 | Работа | 1 |
16 | Дорога | 0 |
17 | Слезы | 3 |
18 | Песок | 2 |
19 | Зарплата | 5 |
20 | Вода | 4 |
21 | Деньги | 7 |
22 | Учебник | 3 |
23 | Пчела | 2 |
24 | Камень | 5 |
25 | Начальник | 7 |
Так как в группу испытуемых входили студенты, то значимыми словами явились: конспект, стул, экзамен, любовь, снег, семья, кнопка, лекция, зарплата, деньги, начальник.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ (МЕТОД ДЖЕКОБСА)
Для запоминания рядов чисел я пользовалась таким приемом, что заслушав полностью цифры, начинала записывать с конца.
Номер серии/ Кол–во элементов | Результаты воспроизведения рядов | ||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | + | + | + | – | + | – | – |
2 | + | + | + | + | – | – | – |
3 | + | + | + | – | + | + | – |
4 | + | + | + | + | – | + | – |
Процент правильно воспроизведенных рядов | 100% | 100% | 100% | 50% | 50% | 50% | 0% |
V=A+m/4+1/2
A – наибольшая длина ряда
V=6+18/4+1/2=6+4,5+0,5=11.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ
Количество правильно воспроизведенных слов в первой серии – 13, во второй – 16, количество ошибочно воспроизведенных слов во второй серии – 4.
Номер серии | Количество воспроизведений | |
правильных | неправильных | |
1 | 13 | 0 |
2 | 16 | 4 |
Коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств запоминания вычисляется по формуле
K=(V0–VH)/ V0*100%
K=(13–16)/13*100%=–3/13*100%= – 23%
Коэффициент К отрицательный, т.к. при воспроизведении слов в парах было на что опираться (слова–опоры). Поэтому они запоминались легче.
ИССЛДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСМЫСЛЕННОСТИ МАТЕРИАЛА НА ЗАПОМИНАНИЕ
Количество правильно воспроизведенных слов в:
1 серии – 8, ошибочных – 1;
2 серии – 10;
3 серии – 14.
Стимульный материал | Кол–во правильно воспроизведенных слов испытуемым |
Бессмысленные слоги | 8 |
Не связанные между собой по смыслу слова | 10 |
Связанные между собой по смыслу слова | 14 |
На основании анализа данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что легче запоминались те слова, которые были связаны между собой по смыслу.
ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ
| олень | сани | диван | рубашка | море | воробей | телефон | бумага | печенье | роза |
1 | + | + | + | + | – | + | + | + | – | + |
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | – | + |
4 | + | + | + | + | + | – | + | + | + | + |
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Спустя час | + | + | + | – | – | + | + | + | + | + |