Память и ее изучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Наш психический мир разнообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь психическое развитие возможно, потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Содержание

1. Память: общая характеристика, классификация, процессы. Способы оптимизации памяти и улучшения запоминания
2. Методы изучения памяти
3. Результаты эмпирического исследования памяти и их интерпретация
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

память и ее изучение.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

 

 

Методики на определение объёма памяти.

Методика «Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса)»

Цель исследования: определить объем кратковременной памяти на цифровом материале. Соответственно, исследуется такой вид памяти, как кратковременная память и основной процесс – объем памяти.

 

 

Методики на запоминание.

Методика «Исследование непосредственного и посредственного запоминания»

Цель: определить насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Здесь исследуется словесно–логическая память.  Основные процессы изучения: объем памяти, точность воспроизведения.

 

Методика «Исследование влияния осмысленности материала на заучивание»

Цель исследования: изучить продуктивность запоминания материала в зависимости от степени его осмысленности. С помощью этой методики исследуется словесно–логическая память.

 

 

Методики на заучивание материала.

Методика «Заучивание 10 слов»

Эта методика используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

 

Методика «Исследование динамики процесса заучивания»

Цель исследования: изучение процесса заучивания материала. Испытуемому предоставляется 25 не связанных между собой слов, необходимо воспроизвести их в любой последовательности. В этой методике изучается такой вид памяти, как словесно–логическая память.

 

Методика «Зависимость запоминания от установки личности»

Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки личности. В этой методике так же изучается словесно–логическая память. Изучаемые процессы памяти такие, как: точность воспроизведения, быстрота запоминания и т.п.

 

Методика «Исследование процесса заучивания и воспроизведение вербального материала модифицированным методом свободных ответов (удачных) ответов (ММСО)»

Цель исследования: изучение влияния проактивного и ретроактивного торможения на процессы заучивания и воспроизведения вербального материала. Здесь исследуется образная память и словесно–логическая. Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

 

 

Методика на  узнавание.

Методика «Исследование процессов активного воспроизведения и узнавания»

Цель исследования: изучить особенности воспроизведения и узнавания одного и того же материала и сравнить продуктивность этих процессов. Данная методика изучает процессы такие, как: быстрота запечатления, длительность сохранения материала, точность его воспроизведения. Исследуется словесно–логическая память, а также долговременная.

 


3. Результаты эмпирического исследования памяти и их интерпретация

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ

Центральной доминирующей фигурой был мальчик с игрушкой в руках.

Воспроизведение несущественных деталей на картинке понижалось к концу опыта.

Воспроизведение цветов предметов, размеров отсутствовало, также отсутствовало и воспроизведение положения предметов относительно друг друга на картинке.

Исчезновение случайных деталей наблюдалось с середины опыта, а исчезновение основных деталей наблюдалось с начала опыта.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ЗНАЧИМОСТИ МАТЕРИАЛА НА ЗАПОМИНАНИЕ

Группа испытуемых состояла из 7 человек.

Список слов

Частота воспроизведения слов

1

Мост

4

2

Дрова

3

3

Конспект

5

4

Стул

7

5

Экзамен

7

6

Любовь

7

7

Снег

6

8

Преподаватель

7

9

Буква

5

10

Дерево

4

11

Семья

6

12

Окно

2

13

Кнопка

4

14

Лекция

6

15

Работа

1

16

Дорога

0

17

Слезы

3

18

Песок

2

19

Зарплата

5

20

Вода

4

21

Деньги

7

22

Учебник

3

23

Пчела

2

24

Камень

5

25

Начальник

7

 

Так как в группу испытуемых входили студенты, то значимыми словами явились: конспект, стул, экзамен, любовь, снег, семья, кнопка, лекция, зарплата, деньги, начальник.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ (МЕТОД ДЖЕКОБСА)

Для запоминания рядов чисел я пользовалась таким приемом, что заслушав полностью цифры, начинала записывать с конца.

Номер серии/ Кол–во элементов

Результаты воспроизведения рядов

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

Процент правильно воспроизведенных рядов

100%

100%

100%

50%

50%

50%

0%

 

V=A+m/4+1/2

A – наибольшая длина ряда

V=6+18/4+1/2=6+4,5+0,5=11.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

Количество правильно воспроизведенных слов в первой серии – 13, во второй – 16, количество ошибочно воспроизведенных слов во второй серии – 4.

Номер серии

Количество воспроизведений

правильных

неправильных

1

13

0

2

16

4

 

Коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств запоминания вычисляется по формуле

K=(V0–VH)/ V0*100%

K=(13–16)/13*100%=–3/13*100%= – 23%

Коэффициент К отрицательный, т.к. при воспроизведении слов в парах было на что опираться (слова–опоры). Поэтому они запоминались легче.

 

ИССЛДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСМЫСЛЕННОСТИ МАТЕРИАЛА НА ЗАПОМИНАНИЕ

Количество правильно воспроизведенных слов в:

1 серии – 8, ошибочных – 1;

2 серии – 10;

3 серии – 14.

Стимульный материал

Кол–во правильно воспроизведенных слов испытуемым

Бессмысленные слоги

8

Не связанные между собой по смыслу слова

10

Связанные между собой по смыслу слова

14

 

На основании анализа данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что легче запоминались те слова, которые были связаны между собой по смыслу.

 

 

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

 

олень

сани

диван

рубашка

море

воробей

телефон

бумага

печенье

роза

1

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Спустя час

+

+

+

+

+

+

+

+

Информация о работе Память и ее изучение