Память и ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотрение памяти как познавательного психического процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику памяти;
- проанализировать основные виды памяти;
- рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;
- на основе изложенного сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика памяти 3
2. Теории памяти 5
3. Основные виды памяти 8
4. Мнемические свойства личности 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат по соц.информатике.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

Образная память начинает проявляться у детей в полтора-два  года (тогда же, когда и представления).

Зрительная и слуховая память обычно хорошо развита, а другие виды образной памяти (осязательная, обонятельная и вкусовая) развиваются в специфической деятельности либо в условиях компенсации недостающих видов памяти (слепота, глухота и т.д.) [1, с. 258 - 259].

Словесно-логическая память выражается в запоминании мыслей.

Мысли не могут существовать без языка, словесного выражения, поэтому этот вид памяти носит такое название.

Словесно-логическая память проявляется тогда, когда: 1)мы запоминаем и воспроизводим только смысл материала; 2) мы запоминаем буквальное словесное выражение мыслей с запоминанием их смысла (заучивание). Бессмысленное заучивание является не логическим, а механическим запоминанием.

Как правило, эти виды памяти не совпадают друг с другом. Так  есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, а есть люди, которые легко заучивают наизусть.

Заучивание наизусть у  детей проходит легче, чем у взрослых. Взрослые же легче запоминают смысл, наиболее существенное и значимое. Это зависит от понимания материала.

Словесно-логическая память присуща только человеку, в отличие  от двигательной, эмоциональной и  образной памяти, свойственной в простых  формах и животным. От уровня развития словесно-логической памяти зависит развитие всех остальных видов памяти.

Вилы памяти тесно взаимосвязаны  и не существуют друг без друга. В любой деятельности все виды памяти используются в                  совокупности [1, с. 259].

Классификация памяти по характеру целей деятельности. Память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

При непроизвольной памяти запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека и без контроля сознания. Специальная цель для запоминания не ставится. При произвольной памяти цель для запоминания присутствует, при этом требуется и волевое усилие.

Часто непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, специально запоминающегося материала [2, с. 118].

Классификация памяти по продолжительности  сохранения материала. В этой классификации различают кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память – память, которая характеризуется кратким содержанием воспринимаемой информации. Кратковременная память сходна с непроизвольной памятью тем, что она не используют специальные приемы для запоминания. Однако в отличие от непроизвольной памяти при кратковременной памяти для запоминания прилагаются волевые усилия.

Объем кратковременной памяти индивидуален и различен у каждого человека. Он характеризует природную память людей и сохраняется в течение всей жизни.

Долговременная  память – память, которая характеризуется, прежде всего, длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения

Кратковременная память, перерабатывая  много информации, отсеивая ненужную и оставляя полезную, не перегружает долговременную память. Перевод в долговременную память из кратковременной памяти производится с помощью волевого усилия.

В целом же кратковременная память имеет большое значение для организации мышления, и этим она очень сильно похожа на оперативную память (память, которая обслуживает конкретные действия и операции человека в момент времени) [1, с. 260 - 261].

 

 

 

 

 

 

                 4. Мнемические свойства личности

Мнемические свойства личности складываются из трех основных уровней:

- индивидуальное сочетание видов памяти;

- особенности  процессов запоминания и сохранения;

- профессиональная  направленность памяти.

  Рассмотрим характеристику каждого уровня.

Индивидуальное сочетание видов памяти, ведущий тип памяти у данного человека (слуховая, зрительная память и др.). Преобладание определенного вида памяти сказывается на процессах памяти, приемах и способах сохранения, воспроизведения приобретенного опыта.

Особенности процессов запоминания и сохранения – это свойства памяти типичные для каждого человека. Соотношение уровней развития запоминания и сохранения относят к индивидуальным мнемическим особенностям личности.

Выделяют следующие типичные особенности памяти:

1) быстрое запоминание и быстрое забывание;

2) медленное запоминание и медленное забывание;

3) быстрое запоминание и медленное забывание;

4) медленное запоминание и быстрое забывание.

Профессиональная направленность памяти. Данная особенность индивидуальных мнемических особенностей личности связана с богатыми возможностями ассоциаций, которые проявляются у личности, занятой в определенном виде деятельности. Постоянное оперирование в умственной деятельности определенным видом материала приводит к тому, что в нем выделяется большое количество опорных пунктов, с которыми ассоциируется запоминаемый материал.

Существуют некоторые  показатели, характеризующие память. Назовем и дадим характеристику каждого показателя памяти. Это такие показатели, как: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации (гибкость ума).

Объем памяти характеризуется возможностью запоминания и сохранения информации. Показатель объема памяти - количество запомненной информации.

Быстрота воспроизведения  характеризуется способностью человека использовать информацию в практической деятельности.

Точность воспроизведения  характеризуется способностью человека точно сохранять и воспроизводить информацию без искажений.

Длительность сохранения характеризуется способностью человека удерживать информацию определенное время.

Однако бывают такие ситуации, когда человек запоминает информацию, но в определенный момент времени  не может ее воспроизвести. Зато с  течением времени он вспоминает, то что он уже учил, и может воспроизвести запомненную информацию. Здесь мы имеем дело с готовностью воспроизвести информацию.

Все вышеизложенные показатели характеризуют эффективность и  продуктивность памяти в целом и  конкретного человека в              отдельности [2, с. 121 - 123].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

                                       Заключение

«Мы умираем каждый вечер. Но мы — мертвецы, наделенные памятью». А ведь верно подметил Жозе Кабанис, без своих воспоминаний человек просыпался бы в новом мире, как бы перерождался вновь и вновь.                

Человек, проживая день, осваивает  новые стороны жизни, и без  закрепления и передачи накопленного опыта, невозможен прогресс общества. Именно поэтому человек уже с рождения наделен памятью. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.

Анализируя различные  теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В  каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о  памяти.

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список литературы

1. МаклаковА.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

2. Матяш Н.В, Павлова Т.А. Общая психология: готовимся к экзаменам. Учебно–методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010.

3. Психология памяти/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова  В.Я. – М.: ЧеРо, 2000.

4. Рубинштейн С.П. Основы  общей психологии – СПб.: Питер, 1999.

 


Информация о работе Память и ее характеристика