Память и ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотрение памяти как познавательного психического процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику памяти;
- проанализировать основные виды памяти;
- рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;
- на основе изложенного сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика памяти 3
2. Теории памяти 5
3. Основные виды памяти 8
4. Мнемические свойства личности 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат по соц.информатике.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

                                        Содержание

Введение                                                                                   2

1. Общая характеристика памяти                                           3

2. Теории памяти                                                                      5

3. Основные виды памяти                                                        8

4. Мнемические свойства личности                                       13

Заключение                                                                              15

Список литературы                                                              16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

                                   Введение

Для того чтобы грамотно общаться, у человека должны быть одновременно развиты все познавательные процессы, такие как: восприятие, ощущение, внимание, интеллект, память, мышление, представление, воображение, наблюдательность.

Познавательные процессы формируют информационную базу, ориентировочную  основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Целью моего реферата является рассмотрение памяти как познавательного  психического процесса.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику  памяти;

- проанализировать основные  виды памяти;

- рассмотреть основные  процессы и механизмы памяти;

- на основе изложенного сделать соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              1. Общая характеристика памяти

Психическое развитие человека возможно благодаря сохранению в  памяти опыта и знаний, которые  приобретаются в течение всей жизни. «Без памяти, - подчеркивал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [2, с. 112].

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек может накапливать информацию, при этом не теряя прежних знаний и навыков.

Память включает в  себя ряд процессов: прежде всего это  запечатление (запоминание) и последующее  узнавание или воспроизведение [3, с. 215].

К примеру, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предмет. Мы можем вызвать  в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не наблюдаем, но видели его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.

Необходимой предпосылкой узнавания  и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного устроения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующее воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем предыдущее. В силу это следует  понимать, что сохранение включает в себя освоение и овладение материалом, его обобщение и конкретизацию, переработку и отбор, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется. Может быть пассивное сохранение информации (информация не преобразуется) и активное сохранение информации (информация преобразуется).

Таким образом, память –  сложный психический процесс, состоящий  из нескольких частных процессов, связанных  друг с другом. Память необходима людям, - она позволяет им накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки [1, с. 248].

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

                                        2.Теории памяти

В истории психологии с  давних времен пытались объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Они получили название принципов ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение») – принципов, по которым наши представления связываются друг с другом. Эти принципы получили в психологии широкое распространение. Они гласят:

1. Ассоциация по смежности - образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.  Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству - образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или например: когда мы видим какой-то предмет, то он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту - образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Существование ассоциаций связано  с тем, что воспроизведение одних  предметов и явлений, влечет за собой  воспроизведение других предметов [2, с.115].

Помимо теории ассоциации существовали и другие теории, рассматривающие  проблему памяти. Таким образом, на смену ассоциативной теории пришла гештальт теория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт (в переводе с немецкого языка означает «целое», «структура», «система»). По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта [1, с. 250].

 Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители двух других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к представителям теории ассоциации. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

В свою очередь, заслугой представителей психоанализа является то, что они  выявили роль эмоций, мотивов и  потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

В начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала [1, с. 252].

Несмотря на многолетние  исследования, полной картины о физиологических  механизмах памяти мы пока не имеем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

                                 3. Основные виды памяти

Существует несколько  основных подходов к классификации  памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению (рис. 1).


 

 


 


 


 


 

 

 

 

 

                    Рис. 1. Классификация основных видов памяти

 

 Классификация видов  памяти по характеру психической  активности (П.П. Блонский).

Блонский П.П. выделил четыре вида памяти (двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую), которые существуют не отдельно друг от друга, а находятся в тесном взаимодействии. Однако Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристику каждой из четырех видов памяти:

Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой для формирования навыков ходьбы, письма, также различных практических и трудовых навыков и т.д.

Двигательная память у  ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к  первому месяцу жизни. Вначале она  выражается в двигательных условных рефлексах, затем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.

Следует заметить, что развитие памяти происходит и в более позднее время. Дети дошкольного возраста уже могут выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных уровнях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [2, с. 116]

Эмоциональная память — это память ориентированная на чувства. Мы способны запоминать и воспроизводить наши чувства.

Пережитые и сохраненные  в памяти чувства выступают в  виде сигналов, побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизнедеятельности отдельного человека.

 Воспроизведенные чувства могут различаться по силе чувств и по содержанию с первоначальными чувствами.

По силе чувство может  быть слабее (горе сменяться печалью, радость — спокойным удовлетворением) или сильнее (обида обостряться, гнев усиливаться) первичного чувства.

Может измениться и содержание нашего чувства (досадное недоразумение позже воспринимается как забавный случай).

Первичные проявления эмоциональной  памяти отмечаются к концу первого  полугода жизни ребенка.

Но если на ранних этапах эмоциональная память условно- рефлекторна, то на более поздних этапах развития она приобретает сознательный характер [2, с. 116 - 117].

Образная память — это память ориентированная на представления, на картины природы и жизни, а также на вкусы, звуки, запахи и др. Воспринимаемое ранее воспроизводится в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, неустойчивость и фрагментарность.

Отклонение представлений  от первоначально воспринятого может проявляться в 2-х разновидностях: смешение образов или дифференциация образов.

В первом случае образ восприятия утрачивает свои специфические черты, и на первом плане оказывается то общее, что есть у объекта с похожими объектами. Во втором случае черты, относящиеся к данному образу, в воспоминании усиливаются, подчеркивая при этом своеобразие предмета или явления.

На характер воспроизведения  оказывают влияние содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска, а также общее состояние человека в момент восприятия.

Так при сильном эмоциональном  потрясении может наблюдаться галлюцинаторное воспроизведение увиденного. Припоминание увиденного ярче всего проявляется во время отдыха, в дремотном состоянии перед сном.

Большое влияние на точность воспроизведения оказывает речь при восприятии. То, что называется, описывается словами при восприятии, воспроизводится более четко.

Информация о работе Память и ее характеристика