Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:37, реферат
Целью моего реферата является рассмотрение памяти как познавательного психического процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику памяти;
- проанализировать основные виды памяти;
- рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;
- на основе изложенного сделать соответствующие выводы.
Введение 2
1. Общая характеристика памяти 3
2. Теории памяти 5
3. Основные виды памяти 8
4. Мнемические свойства личности 13
Заключение 15
Список литературы 16
Содержание
Введение
1. Общая характеристика памяти 3
2. Теории памяти
3. Основные виды памяти 8
4. Мнемические свойства личности 13
Заключение
Список литературы
Для того чтобы грамотно общаться, у человека должны быть одновременно развиты все познавательные процессы, такие как: восприятие, ощущение, внимание, интеллект, память, мышление, представление, воображение, наблюдательность.
Познавательные процессы формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
Целью моего реферата является рассмотрение памяти как познавательного психического процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику памяти;
- проанализировать основные виды памяти;
- рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;
- на основе изложенного сделать соответствующие выводы.
1. Общая характеристика памяти
Психическое развитие человека возможно благодаря сохранению в памяти опыта и знаний, которые приобретаются в течение всей жизни. «Без памяти, - подчеркивал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [2, с. 112].
Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек может накапливать информацию, при этом не теряя прежних знаний и навыков.
Память включает в себя ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение [3, с. 215].
К примеру, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предмет. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не наблюдаем, но видели его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.
Необходимой предпосылкой узнавания
и воспроизведения является запечатление,
или запоминание, того, что было воспринято,
а также его последующее
Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима людям, - она позволяет им накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки [1, с. 248].
2.Теории памяти
В истории психологии с давних времен пытались объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Они получили название принципов ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение») – принципов, по которым наши представления связываются друг с другом. Эти принципы получили в психологии широкое распространение. Они гласят:
1. Ассоциация по смежности - образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
2. Ассоциация по сходству - образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или например: когда мы видим какой-то предмет, то он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
3. Ассоциация по контрасту - образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Существование ассоциаций связано с тем, что воспроизведение одних предметов и явлений, влечет за собой воспроизведение других предметов [2, с.115].
Помимо теории ассоциации существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Таким образом, на смену ассоциативной теории пришла гештальт теория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт (в переводе с немецкого языка означает «целое», «структура», «система»). По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта [1, с. 250].
Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители двух других направлений: бихевиоризма и психоанализа.
Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к представителям теории ассоциации. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.
В свою очередь, заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.
В начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала [1, с. 252].
Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти мы пока не имеем.
Существует несколько основных подходов к классификации памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению (рис. 1).
Рис. 1. Классификация основных видов памяти
Классификация видов
памяти по характеру
Блонский П.П. выделил четыре вида памяти (двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую), которые существуют не отдельно друг от друга, а находятся в тесном взаимодействии. Однако Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Рассмотрим характеристику каждой из четырех видов памяти:
Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой для формирования навыков ходьбы, письма, также различных практических и трудовых навыков и т.д.
Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Вначале она выражается в двигательных условных рефлексах, затем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.
Следует заметить, что развитие памяти происходит и в более позднее время. Дети дошкольного возраста уже могут выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных уровнях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [2, с. 116]
Эмоциональная память — это память ориентированная на чувства. Мы способны запоминать и воспроизводить наши чувства.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизнедеятельности отдельного человека.
Воспроизведенные чувства могут различаться по силе чувств и по содержанию с первоначальными чувствами.
По силе чувство может
быть слабее (горе сменяться печалью,
радость — спокойным
Может измениться и содержание нашего чувства (досадное недоразумение позже воспринимается как забавный случай).
Первичные проявления эмоциональной памяти отмечаются к концу первого полугода жизни ребенка.
Но если на ранних этапах эмоциональная память условно- рефлекторна, то на более поздних этапах развития она приобретает сознательный характер [2, с. 116 - 117].
Образная память — это память ориентированная на представления, на картины природы и жизни, а также на вкусы, звуки, запахи и др. Воспринимаемое ранее воспроизводится в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, неустойчивость и фрагментарность.
Отклонение представлений от первоначально воспринятого может проявляться в 2-х разновидностях: смешение образов или дифференциация образов.
В первом случае образ восприятия утрачивает свои специфические черты, и на первом плане оказывается то общее, что есть у объекта с похожими объектами. Во втором случае черты, относящиеся к данному образу, в воспоминании усиливаются, подчеркивая при этом своеобразие предмета или явления.
На характер воспроизведения
оказывают влияние
Так при сильном эмоциональном потрясении может наблюдаться галлюцинаторное воспроизведение увиденного. Припоминание увиденного ярче всего проявляется во время отдыха, в дремотном состоянии перед сном.
Большое влияние на точность
воспроизведения оказывает речь
при восприятии. То, что называется,
описывается словами при