Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:38, отчет по практике

Описание работы

Цели:

1. развивать профессиональную компетентность, значимые качества личности будущего педагога-психолога и его активную педагогическую позицию;

2. познакомиться со структурой и содержанием педагогической деятельности, в ходе самостоятельного проведения уроков психологии в образовательных учреждениях;

3. научиться организовывать учебно-воспитательный процесс и учебно- познавательную деятельность учащихся;

Работа содержит 1 файл

практика.docx

— 38.36 Кб (Скачать)

3. Изучение нового материала.

Учитель. Мотивы, могут быть различными и по содержанию, и по степени осознанности и произвольности. Для описания совокупности мотивов в психологии используется понятие мотивационная сфера личности. Всегда ли человеку легко осознать мотивационную подоплеку своих действий и переживаний? Бывает ли так, что за действиями человека стоят скрытые мотивы, о которых он может и не подозревать. (Ответы детей).

 Учитель.  Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличествующих ситуаций. Как же формируется направленность личности? Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности включает несколько иерархически связанных форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Рассмотри подробнее, что же представляет из себя каждая из этих форм. Влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности. Желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента. Интерес - познавательная форма направленности на предмет. Склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента. Идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности. Мировоззрение - система философских, эстетических, естественно - научных и других взглядов на окружающий мир. Убеждение — высшая форма направленности. Это система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Все сферы личности, вместе с тем, являются мотивами и образуют мотивационную сферу личности. Все разнообразие мотивов, которые могут возглавлять мотивационную иерархию (а в принципе любой мотив может эту иерархию возглавить), разделяется на три вида: альтруистический, эгоистический и деловой. Исходя из названия, как вы думаете, что представляет собой каждый из видов? (Ответы детей).

Учитель. Правильно. Альтруистическую направленность называют также коллективистической, про социальной и т.д. Эгоистическая направленность называется также личной, эгоцентрической. А деловая - направленностью я оттеняют разное содержание мотивов, которые могут характеризовать каждый вид направленности.

Домашнее  задание. Дома поразмышляйте о преимуществах  и недостатках разных видов направленности. А также ответьте на вопросы методики помогающие определить направленность личности спортсмена. (Методика «Изучение  мотивации спортивной деятельности»).

Анализ урока №2

         Ко второму занятию дети были уже более готовы, настроены воспринимать новую информацию. Были внимательны, задавали вопросы, некоторые высказывали свои суждения, в целом, можно говорить о положительной мотивации учащихся. Дисциплина была в норме, посторонние разговоры и занятия посторонними делами отсутствовали. Ответы детей соответствовали поставленным вопросам. Дети оживлены и более увлечены материалом, чем в прошлый раз.

Все что  запланировала по теории, я успела рассказать в течение урока. Диалог с учащимися был немного живее, но, тем не менее, монолог занял большую часть занятия. Стиль педагогического общения смешанный. Концовка изложения получилась немного скомканной.

 

Конспект  урока на тему «Мотивы  личности в спорте. Ценностные ориентации».

Цель  урока: Разъяснить учащимся, что для современного спорта важен отказ от концепции «спортсмена - робота» и распространение взгляда на спортсмена как творца и новых рекордов, и своей карьеры и в спорте и в жизни. Таким образом, в спорте заключены огромные возможности для комплексного гуманистического воздействия на личность.

Основные  понятия: личность, мотив, ценностные ориентации.

Ход урока. 1. Организационные моменты.

Учитель. На предыдущих занятиях мы с вами говорили о личности, индивидуальности, мотивационной сфере, направленности личности. Сегодня мы, на основании предыдущих знаний, перейдем непосредственно к теме, связанной со спортом. А именно к мотивам личности в спорте. Дома вы ответили на вопросы методики по изучению мотивации спортивной направленности, по окончанию сегодняшнего занятия в качестве домашнего задания вам будут розданы вопросы еще одной анкеты.

2. Подготовка  к изучению нового материала.

Учитель. Говоря о спорте необходимо отметить, что спорт несет прикладную функцию (подготовка человека к другим видам  деятельности), выполняет эстетическую функцию (зрелищность спорта), является сферой широких социальных отношений, средством общения и досуга. Все  эти сферы связаны с экономикой (спонсорство, реклама, бизнес и т.п.). Таким образом, в спорте заключены  огромные возможности для комплексного гуманистического воздействия на личность. Спорт позволяет сознательно, целенаправленно  и весьма эффективно воздействовать на самые разнообразные физические, психические, духовные качества и способности  человека. Человек - сердцевина спорта. Соревнуются между собой не системы подготовки, не технические навыки, не мышцы. Соревнуются живые мыслящие люди. Каждое соревнование - столкновение характеров. И чем выше класс спортсмена, тем более явственно проявляются его характер, неповторимый стиль и индивидуальность.

С чем  же связана спортивная деятельность? 1. С проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений; 2. С овладением высокой техникой выполнения упражнений в избранном виде спорта. Она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определенные навыки, развивает необходимые для данного вида спорта физические качества и волевые черты характера. 3. Со стремлением к совершенствованию в избранном виде спорта - направлена к достижению наивысших результатов: со спортивной борьбой, которая приобретает особ острый характер во время соревнований. Соревнования, как и тренировка являются обязательной составной частью спортивной деятельности и содействуют развитию у человека способности к максимальному направлению физических сил. 4. Изучение нового материала. Для максимальной реализации человека в спорте большую роль играют его ценностные ориентации.

Ценностные  ориентации - представляют предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных человеческих ценностей ( благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.). Сложная структура, потребностей, мотивов, интересов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, образующая направленность личности. Служит психологической базой ценностной ориентации личности реализуют становление мотивационной, волевой, эмоциональной сферы субъекта, готовность личности к преодолению трудностей, в том числе и в экстремальных условиях ответственных соревнований. Ценностные ориентации - это уровень, определяющий смысл жизни спортсмена. Ценности можно разделить на три группы: ценности — мотивы, ценности — цели, ценности — условия. Ценности - мотивы спортсмен заимствует в самой спортивной деятельности, и эти ценности сформированы всей предысторией современного спортивного движения. Девочки, как вы думаете, какие это ценности? (Ответы детей). Ценности - цели порождаются спецификой собственных действий спортсмена, служат тем образцом, при соотнесении с которым спортсмен может оценивать свою деятельность. Ценности - условия: условия среды, погоды, правил соревнований, задатки, одаренность, опыт, статус и престиж, форма контроля, наличие специализированного восприятия (чувство воды, дистанции, мяча, партнера и т.д.). Итак, мы видим, что на результат в спорте значительное влияние оказывают мотивы личности, направленность, ценностная ориентация спортсмена. Следовательно, большое значение надо уделять изучению направленности и формированию ценностных ориентаций человека. Формирование и динамика ценностных ориентаций спортсмена придают особый смысл и особое значение целям и задают ракурс видения деятельности.

Домашнее  задание. В качестве домашнего задания детям предложена методика «Завершение предложений» Д. Левингера. В предложениях спортсмен непроизвольно отражаетпотребности, отношения и ожидания.

Анализ  урока №3.

Урок  проводился после тренировки, усталость  ребят чувствовалась. Несмотря на доброжелательные отношение и хорошую дисциплину, ребята были несколько рассеяны и  только то, что тема была связана  со спортом, заставляло их сосредоточивать  внимание на материале, вопросы задавали мало, посторонние разговоры отсутствовали.  Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке спокойное, уровень заинтересованности средний, причиной этого, на мой взгляд, стала физическая усталость детей. Удалось создать атмосферу свободного обсуждения. Не хватает эмоциональности при изложении материала и красочных примеров. Эмоциональный потенциал урока доброжелательный, оценочные суждения в адрес учеников не допускаются. Стиль педагогического общения смешанный.

Посещение урока коллеги.

Я побывала на уроке у Таисии Герасимовой, проходившем, в школе № 1024 в 10 классе. На уроке присутствовали школьный психолог и учитель географии (вместо ее урока был проведен урок по психологии).

Таисия  Герасимова пришла в кабинет за 5 минут до урока. На учительский стол положила конспект своего занятия и материал тестов.

После того, как прозвенел звонок, и  дети встали у своих парт, Таисия Герасимова дождалась, когда дети перестанут болтать и предложила им занять свои места. Далее представилась, рассказала о том, где сейчас учится и сообщила, что вместо урока географии будет занятие по психологии. Тема урока: «Проблема личности в общении». Цель урока: показать, что общение обязательно несет в себе отношение к другому человеку как к высшей ценности. Задачи: 1) раскрыть, что характеризует общение; 2)выяснить психологические трудности общения; 3)выяснить как общение влияет на формирование личности.

Далее была озвучена актуальность темы. Затем  Таисия Герасимова рассказала об общих характеристиках общения, о социально-психологической природе общения, психологических факторах, которые обеспечивают успешность общения или наоборот затрудняют его. В конце озвученного материала Таисия Герасимова подвела итоги, и дети вместе с ней постарались сделать выводы. В оставшееся время было проведено тестирование общительности по методике В.Ф. Ряховского. ( Опросчик из 16 вопросов дает возможность определить уровень коммуникабельности человека). Учащиеся  подсчитали свои баллы и по результатам подсчетам учитель прочитал вслух ответы. После звонка Таисия Герасимова поблагодарила детей за то что они так внимательно слушали и попрощалась.

Анализ урока  коллеги.

Первый  этап знакомства с детьми у Таисии Герасимовой прошел успешно, дети радостно восприняли урок психологии (может быть потому, что отменили урок географии и пришла новенькая молодая учительница). Мотивация на протяжении урока была положительная, дети внимательно слушали педагога, но вопросов задавали мало, собственные суждения высказывали мало. Ответы детей соответствовали поставленным вопросам. Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке оживленное, уровень увлеченности деятельностью средний.

Дисциплина  на уроке была в норме, посторонние  разговоры и занятия посторонними делами отсутствовали (может на это  повлияло присутствие в классе опытных  педагогов).

Особенности общения учителя сучащимися на уроке. Темп речи спокойный, тон доброжелательный, мысль выражена достаточно логично, заметное волнение. Урок прошел, большей частью в виде монолога учителя, хотя были попытки стимулировать инициативу учеников. Оценочные суждения в адрес учащихся не допускались. Стиль педагогического общения мягкий.

По моему  мнению, урок у Герасимовой Таисии прошел успешно, все, что она запланировала, успела сделать.

Информация о работе Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии