Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:38, отчет по практике
Цели:
1. развивать профессиональную компетентность, значимые качества личности будущего педагога-психолога и его активную педагогическую позицию;
2. познакомиться со структурой и содержанием педагогической деятельности, в ходе самостоятельного проведения уроков психологии в образовательных учреждениях;
3. научиться организовывать учебно-воспитательный процесс и учебно- познавательную деятельность учащихся;
Отчет по педагогической практике
Тема: «Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии».
Научный руководитель: Крылова Е.С.
Москва 2010
Место проведения: Спортивный клуб «Platinum fitness» (спортивная школа для мальчиков 15 лет по таеквондо).
Цели:
Задачи:
развивать
потребность в самообразовании
и самосовершенствовании
формировать педагогическое мышление;
Занятия по психологии я решила провести у ребят 1995 года рождения (9класс).
Была просмотрена литература по психологии и подобраны темы уроков и психологические методики, относящиеся к тестам.
Занятия проходили в учебно-оздоровительном центре, где у ребята проходят тренеровки три раза в неделю.
Выбор темы уроков.
Для 9 класса были выбраны следующие темы уроков:
1. Индивид и личность.
2. Мотивационная сфера личности, направленность личности.
3. Мотивы личности в спорте. Ценностные ориентации.
Мною были подготовлены методики определения направленности личности спортсмена.
Методика 1 — Изучение мотивации спортивной деятельности (Е.А. Калинин). Методика 2- Завершение предложений (Д. Левингер).
«Конспект урока по теме « Индивид и личность».
Цель урока: раскрыть понятия индивид, личность,формирование личности.
Основные понятия: индивид, личность.
Ход урока. 1 .Организационные моменты.
Подготовка к изучению нового материала.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока « Индивид и личность». Мы будем рассматривать человека и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его индивидуальности. Как вы думаете, что такое индивид и что такое личность? Это разные понятия, или может быть два слова, обозначающие одно понятие? (Ответы детей).
Изучение нового материала.
Учитель. Вот и в психологической литературе трактовка этих понятий неоднозначна. Так, например, американский психологи В. Джеймс считал, что личность состоит из трех «частей»; 1) физическая личность; 2) социальная личность; 3) духовная личность. Согласно традиционной, расширенной трактовке понятия личность в структуру личности входят и все психологические характеристики, и все морфофизиологические особенности организма человека, вплоть до обмена веществ. Популярность такого расширенного понимания личности объясняется, наверное, тем, что оно совпадает с общежитейским значением этого слова: для обыденного сознания личность - это конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями. В отечественной психологии принято рассматривать личность с точки зрения школы А. Н. Леонтьева, где проблема соотношения понятий индивид и личность решается принципиально иначе. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. В понятие индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, все то, что дано человеку от природы). Индивид отличается от других представителей того же вида наличием у него особенных (индивидуальных) свойств. Человек действительно уникален и индивидуален на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже личностных свойств. Но войдет ли та или иная особенность в структуру личности - в этом можно сомневаться. (Далее пример: А.Н. Леонтьева о мальчике с врожденным вывихом бедра.) Поэтому в школе Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность».
Индивид - продукт онтогенетического развития заложенных в организме генетических программ в конкретных условиях деятельности в определенной среде. Индивид постепенно включается в общественные связи, присваивая себе при этом опыт человечества, сначала с помощью взрослых (воспитание), а потом самостоятельно (самовоспитание).
Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.
- это
социальное качество индивида, приобретаемое
индивидом в обществе, в совокупности
общественных отношений,
Индивид и личность образуют единство, но не тождество. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если рассматривать его в качестве изолированного, несоциального индивида.
Как же формируется личность? Какого человека можно считать личностью? Каждый ли человек является личностью? (Ответы детей). Учитель .Личность каждого индивида наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих его индивидуальность.
Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивид образуют единство, но не тождество, т.к. индивидуальные особенности могут быть не представлены в формах деятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений (наши привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до времени как характеристика его личности, пока он не включен в спортивную команду. То есть, индивидуальные особенности не заявляют о себе и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.
В качестве самостоятельного вопроса необходимо обсудить с учащимися проблему зрелости личности; выделить ответственность как основную черту зрелой личности (ответственность за себя, развитие своих способностей, за отношения с другими людьми, свои поступки и пр.).
Домашнее задание. Дома попробуйте написать сочинение - размышление на тему: « Что необходимо человеку, чтобы стать личностью?». Обдумайте формулу «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Анализ урока №1
Данное занятие вряд ли можно назвать уроком в его традиционном смысле, так как проводился он не в учебном классе и учащиеся были настроены скорее на беседу. Тем не менее, дети восприняли тему занятия заинтересованно. Дисциплина во время занятия была в норме. Вопросы ребята почти не задавали, слушали с интересом, слушали сосредоточено, посторонние разговоры отсутствовали, ответы детей соответствовали поставленным вопросам. Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке было скорее спокойное, уровень увлеченности материалом средний.
Все, что я запланировала по теории, я успела рассказать. Не смотря на это, я не удовлетворена полностью проведением занятия. На мой взгляд, диалог с учащимися не совсем получился, похвала высказывалась в сдержанной форме, мне самой не хватало выразительности речи, эмоциональности. А ребятам сложно было понять т.к., видимо, впервые слышали и приходилось повторять, объяснять несколько раз, задавать встречные вопросы. Стиль педагогического общения смешанный.
Конспект урока по теме «Мотивационная сфера личности,
направленность личности».
Цель урока: показать, что устойчиво присущая человеку мотивация (мотивационная сфера) является важнейшей характеристикой его личности. Проанализировать научное представление о направленности личности как стержне мотивационной иерархии; показать, что ведущий мотив многое определяет в личнрсти человека.
Основные понятия: личность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности, направленность личности.
Ход урока.
1 .Организационные моменты.
Учитель. Прежде чем мы перейдем к разговору о мотивах личности в спорте, нам необходимо разобраться в том, что такое мотивационная сфера и направленность личности.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель. Приступая к вопросу об изучении мотивации личности необходимо вспомнить материал, посвященный мотивам и потребностям деятельности. Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. Потребность выступает как источник активности индивида. Леонтьев считал, что потребность как состояние нужды имеет преходящее значение. Будучи «слепой», потребность ведет лишь к нецелесообразной активности, имея тенденцию «прозреть», конкретизироваться в чем либо вещественном. Лишь потребность, нашедшая свой объект, способна побудить деятельность, которая приведет к ее удовлетворению. Таким опредмечиванием, потребность впитывает в себя определенное содержание и тогда формируется новое, значительно более прочное образование - опредмеченная потребность или мотив. То есть, человек имеет потребность в чем-то, в каком-то предмете, который побуждает человека к деятельности, является ее мотивом. Достижение мотива приводит к удовлетворению потребности. Поэтому потребности выражаются в мотивах. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. - это побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности. По своей функции мотивы бывают побуждающие и деятельность и смыслообразующие.
Информация о работе Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии