Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:38, отчет по практике

Описание работы

Цели:

1. развивать профессиональную компетентность, значимые качества личности будущего педагога-психолога и его активную педагогическую позицию;

2. познакомиться со структурой и содержанием педагогической деятельности, в ходе самостоятельного проведения уроков психологии в образовательных учреждениях;

3. научиться организовывать учебно-воспитательный процесс и учебно- познавательную деятельность учащихся;

Работа содержит 1 файл

практика.docx

— 38.36 Кб (Скачать)

             МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 
 
 
 
 
 
 

Отчет по педагогической практике

Тема: «Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии».

               

 
 
 
 

                                                                                     Студентки:6-гокурса.             

                                                                                        Группы 25 пзв№1

                                                                                        Шматко Анастасия

Научный руководитель: Крылова Е.С.

                                             

 
 
 

Москва 2010

Цели и задачи практики.

   Место проведения: Спортивный клуб «Platinum fitness» (спортивная школа для мальчиков 15 лет по таеквондо).

   Цели:

 
  1. развивать профессиональную компетентность, значимые качества личности будущего педагога-психолога  и его активную педагогическую позицию;
 
  1. познакомиться со структурой и содержанием педагогической деятельности, в ходе самостоятельного проведения уроков психологии в образовательных  учреждениях;
 
  1. научиться организовывать учебно-воспитательный процесс и учебно- познавательную деятельность учащихся;
 
 

   Задачи:

 
  1. научиться применять теоретические знания по специальности на практике;
  2. воспитать устойчивый интерес к профессии преподавателя;

развивать потребность в самообразовании  и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений;

формировать педагогическое мышление;

  1. формировать творческий и исследовательский подход педагогической деятельности, умение анализировать и обобщать полученные результаты;
  2. формировать целостную научную картину педагогической деятельности;

  

  1. развивать умение общаться и поддерживать контакт с аудиторией;

Подготовка  к практике.

 

   Занятия по психологии я решила провести у ребят 1995 года рождения (9класс).

Была  просмотрена литература по психологии и подобраны темы уроков и психологические  методики, относящиеся к тестам.

Занятия проходили в учебно-оздоровительном центре, где у ребята проходят тренеровки  три раза в неделю.

   Выбор темы уроков.

 

   Для 9 класса были выбраны следующие  темы уроков:

 

1.  Индивид и личность.

2.  Мотивационная сфера личности, направленность личности.

3.  Мотивы личности в спорте. Ценностные ориентации.

Мною были подготовлены методики определения направленности личности спортсмена.

Методика 1 — Изучение мотивации спортивной деятельности (Е.А. Калинин). Методика 2- Завершение предложений (Д. Левингер).

Список  литературы

 
 
  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций./ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: «ЧеРо», 2005.-336с.
  2. 0бщая психология: в 7 т./ под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е, Ведение в психологию.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352с.
  3. Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: Учеб.- метод, пособие/ под ред. И.В. Дубровиной. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 800с.
  4. Психология в школе. Учеб. - метод пособие для учителя. Экспериментальный курс для подростков// Забродин Ю.М., Попова М.В. - М.: АО «ЦИТП», 1994. - 264с.
  5. Психологические задания на период педагогической практики: учеб. - метод, пособие / под ред. Е.А. Силиной. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 248с.
  6. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии: метод, пособие - М.: «МедиаЛабПроект»,2008. - 114с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Конспект урока по теме « Индивид и личность».

Цель  урока: раскрыть понятия индивид, личность,формирование личности. 

Основные  понятия: индивид, личность.

Ход урока. 1 .Организационные моменты.

Подготовка  к изучению нового материала.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока « Индивид и личность». Мы будем рассматривать человека и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его индивидуальности. Как вы думаете, что такое индивид и что такое личность? Это разные понятия, или может быть два слова, обозначающие одно понятие? (Ответы детей).

Изучение  нового материала.

Учитель. Вот и в психологической литературе трактовка этих понятий неоднозначна. Так, например, американский психологи В. Джеймс считал, что личность состоит из трех «частей»; 1) физическая личность; 2) социальная личность; 3) духовная личность. Согласно традиционной, расширенной трактовке понятия личность в структуру личности входят и все психологические характеристики, и все морфофизиологические особенности организма человека, вплоть до обмена веществ. Популярность такого расширенного понимания личности объясняется, наверное, тем, что оно совпадает с общежитейским значением этого слова: для обыденного сознания личность - это конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями. В отечественной психологии принято рассматривать личность с точки зрения школы А. Н. Леонтьева, где проблема соотношения понятий индивид и личность решается принципиально иначе. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. В понятие индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, все то, что дано человеку от природы). Индивид отличается от других представителей того же вида наличием у него особенных (индивидуальных) свойств. Человек действительно уникален и индивидуален на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже личностных свойств. Но войдет ли та или иная особенность в структуру личности - в этом можно сомневаться. (Далее пример: А.Н. Леонтьева о мальчике с врожденным вывихом бедра.) Поэтому в школе Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность».

Индивид - продукт онтогенетического развития заложенных в организме генетических программ в конкретных условиях деятельности в определенной среде. Индивид постепенно включается в общественные связи, присваивая себе при этом опыт человечества, сначала с помощью взрослых (воспитание), а потом самостоятельно (самовоспитание).

Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.

- это  социальное качество индивида, приобретаемое  индивидом в обществе, в совокупности  общественных отношений, межличностных  связей, формирующих личность в  коллективе, выступающих в общении  и деятельности.

Индивид и личность образуют единство, но не тождество. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если рассматривать его в качестве изолированного, несоциального индивида.

Как же формируется личность? Какого человека можно считать личностью? Каждый ли человек является личностью? (Ответы детей). Учитель .Личность каждого индивида наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих его индивидуальность.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивид образуют единство, но не тождество, т.к. индивидуальные особенности могут быть не представлены в формах деятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений (наши привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до времени как характеристика его личности, пока он не включен в спортивную команду. То есть, индивидуальные особенности не заявляют о себе и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.

В качестве самостоятельного вопроса необходимо обсудить с учащимися проблему зрелости личности; выделить ответственность  как основную черту зрелой личности (ответственность за себя, развитие своих способностей, за отношения  с другими людьми, свои поступки и пр.).

Домашнее  задание. Дома попробуйте написать сочинение - размышление на тему: « Что необходимо человеку, чтобы стать личностью?». Обдумайте формулу «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

 

Анализ  урока №1

            Данное занятие вряд ли можно назвать уроком в его традиционном смысле, так как проводился он не в учебном классе и учащиеся были настроены скорее на беседу. Тем не менее, дети восприняли тему занятия заинтересованно. Дисциплина во время занятия была в норме. Вопросы ребята почти не задавали, слушали с интересом, слушали сосредоточено, посторонние разговоры отсутствовали, ответы детей соответствовали поставленным вопросам. Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке было скорее спокойное, уровень увлеченности материалом средний.

Все, что я запланировала по теории, я успела рассказать. Не смотря на это, я не удовлетворена полностью проведением занятия. На мой взгляд, диалог с учащимися не совсем получился, похвала высказывалась в сдержанной форме, мне самой не хватало выразительности речи, эмоциональности. А ребятам сложно было понять т.к., видимо, впервые слышали и приходилось повторять, объяснять несколько раз, задавать встречные вопросы. Стиль педагогического общения смешанный.

Конспект  урока по теме «Мотивационная сфера личности,

направленность  личности».

Цель  урока: показать, что устойчиво присущая человеку мотивация (мотивационная сфера) является важнейшей характеристикой его личности. Проанализировать научное представление о направленности личности как стержне мотивационной иерархии; показать, что ведущий мотив многое определяет в личнрсти человека.

Основные  понятия: личность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности, направленность личности.

Ход урока.

1 .Организационные  моменты.

Учитель. Прежде чем мы перейдем к разговору о мотивах личности в спорте, нам необходимо разобраться в том, что такое мотивационная сфера и направленность личности.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель. Приступая к вопросу об изучении мотивации личности необходимо вспомнить материал, посвященный мотивам и потребностям деятельности. Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. Потребность выступает как источник активности индивида. Леонтьев считал, что потребность как состояние нужды имеет преходящее значение. Будучи «слепой», потребность ведет лишь к нецелесообразной активности, имея тенденцию «прозреть», конкретизироваться в чем либо вещественном. Лишь потребность, нашедшая свой объект, способна побудить деятельность, которая приведет к ее удовлетворению. Таким опредмечиванием, потребность впитывает в себя определенное содержание и тогда формируется новое, значительно более прочное образование - опредмеченная потребность или мотив. То есть, человек имеет потребность в чем-то, в каком-то предмете, который побуждает человека к деятельности, является ее мотивом. Достижение мотива приводит к удовлетворению потребности. Поэтому потребности выражаются в мотивах. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. - это побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности. По своей функции мотивы бывают побуждающие и деятельность и смыслообразующие.

Информация о работе Овладение методами профессиональной деятельности преподавания психологии