Ответы по общей психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 14 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

  Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.  

  Общие характеристики индивида:  

  целостность психофизической организации организма;  

  устойчивость по отношению к окружающей действительности;  

  активность.  

  Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.  

  Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.  

  Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.  

  Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.  

  Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.  

  Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.  

  С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

  12.Свойства восприятия и понятие образа

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений  при их непосредственном воздействии  на органы чувств. 

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. 

Восприятие, как и любой другой психический  феномен, можно рассматривать как  процесс и как результат. В  основе восприятия лежат межполушарные  связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его. 

Свойства:

Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный  образ, складывающийся на основе обобщения  знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

объединение разных элементов в целом;

независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Константность – относительно воспринимающего  субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

Осмысленность – хотя восприятие возникает в  результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

Избирательность – преимущественное выделение одних  объектов по сравнению с другими. 

Принципы  организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.). 

Источники целостности и структурности  восприятия лежат в особенности  самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой. 

Итог  восприятия – интегральный, целостный  образ окружающего мира, возникающий  при непосредственном воздействии  раздражителя на органы чувств субъекта. 

Виды  восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п. 

Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов  и явлений от предшествующего  опыта данного человека). Апперцепция  обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время. 

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному  миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение  предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности. 

Итог: 

Восприятие  – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов  анализаторов (движение руки, глаза  и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский одной из главных  проблем в психологии выделяют проблему образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее важна она и для решения практических задач, стоящих перед психологией.  

Понятие образа традиционно является одним  из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, определяют содержание психики субъекта. Е. А. Климовым разработана идея многомерности и многофункциональности образов, формирующихся у человека в течение его профессиональной жизнедеятельности, в которой показано их влияние на становление профессионального сознания личности.[21] 

 Формирование  представления о человеке как  основной функции социальной  перцепции рассматривается в  работах Б. Г. Ананьева [2], Г.  М. Андреевой [3], Л.А. Петровской [41] и др. 

Многомерность и многофункциональность образов, которые формируются у человека в течение его жизни, вызывает интерес ученых, так как понимание структуры образов, путей их образования и способов преобразования позволит выявить новые механизмы повышения эффективности деятельности и взаимодействия людей. 

Признавая огромную информационную емкость психических  образов, большинство психологов ограничивают их изучение областью познавательных процессов. В то же время в современной  психологии все чаще понятие образа применяется не только в узко когнитивном значении. Так, в работах  А. Н. Леонтьева [35] была выдвинута гипотеза об “образе мира” как многомерном психологическом образовании. 

Наибольшую  значимость имеют исследования А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова, которые отмечают, что отдельный образ не способен регулировать действия. Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира. Авторы считают, что построение образа внешней реальности есть, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и, во-вторых, есть процесс уточнения, исправления или радикальной перестройки его. Смирнов считает, что необходимо преодолеть представление об образах как некоторых самостоятельных сущностях: любой образ есть не что иное, как элемент образа мира. [48] 

По мнению С. Д. Смирнова, образ мира человека представляет собой целостную систему  познавательных гипотез, иерархически организованных на разных уровнях. Эта  система деятельностна и социальна  по своей природе. Образ мира имеет  системный характер, то есть не существует вне связи с внешним миром. И подобно внешнему миру с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое, а не складывается из образов отдельных явлений и предметов.[48] 

В. Л. Ситников говорит, что ”Любой психический  образ, представляет собой полиморфную, интегральную, многомерную и динамическую структуру”. Автор отмечает, что структура зависит как от реальной структуры отражаемого объекта или явления, так и от субъективно приписываемых человеком, но реально существующих черт, сторон, качеств этих объектов или явлений.[47] 

Как реальные, так и приписываемые компоненты образов, имеющихся у различных  субъектов, могут быть типичными  и индивидуальными, т. е. имеющимися в сознании субъектов. Анализируя как  реальные, так и приписываемые реальности черты, можно выявить те из них, которые присутствуют в сознании постоянно, независимо от условий и причин их актуализации, и те, которые актуализируются ситуативно одни в одних ситуациях, другие - в других. 

Постоянные  элементы составляют основу, базовую структуру образа, а ситуативные определяют их временную динамику и зависят от условий и причин актуализации образов.  

Таким образом, образ-это явление объекта  к субъекту, появление свойств  того и другого, и поэтому он принадлежит  им обоим.[32]

13.Понятие  мотива. Виды и функции мотивов

14. Темперамент  и характер

Связь характера и темперамента  

Характер  нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и  подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:  

1. - отождествление  характера и темперамента (Э. Кречмер,  А. Ружицкий) ;  

2. - противопоставление  характера и темперамента, подчеркивание  антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;  

3. - признание  темперамента элементом характера,  его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;  

4. - признание  темперамента природной основой  характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).  

Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.  

Информация о работе Ответы по общей психологии