Ответы по общей психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 14 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее  до середины 30-х гг. ХХ в. Была продолжена разработка проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки.  

По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий.  

Был открыт закон прегнантности: стремление психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. Факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух".

Представители:

Макс  Вертгеймер (1880-1943)

Вольфганг Келер (1887-1967)

Курт  Коффка (1886-1941)

Предмет рассмотрения 

Учение  о целостности психических явлений. Закономерности гештальтов и инсайтов.

Теоретические положения 

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты) , в  принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи  собственные характеристики и законы.  

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика 

В основе практики лежала одна из двух сложных  концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Вклад в психологию 

Гештальтпсихология  считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее  воззрение на сознание, доказывая, что  его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

4.Эмоции: классификация, функции

     Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. 

     Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.  

     В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения. 

     Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. 

     К. Изард же выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. 

     Три аспекта целостного определения эмоций:

     а)внутреннее переживание;

     б)физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

     в)поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).  

     Классификация эмоциональных явлений (Грановская):

     1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

     2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

     3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

     4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

     5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье "стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности".  

     Изард "10 базовых эмоций":

     Положительные: радость, интерес;

     Нейтральные: удивление;

     Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. 

     На основе результатов тридцатилетних исследований Пол Экман выделил шесть основных эмоций: счастье, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. При этом он отмечает, что, возможно, лицо передаёт и другие эмоции - стыд или волнение. Но они ещё не были признаны, как эмоции.

Классификация по Рубинштейну:

1) Эмоции, связанные с удовлетворением/неудовлетворением  органических потребностей;

2) Более  высокий уровень, соответствующий  предметному чувству (интеллектуальному,  эстетическому);

3) Обобщенные  чувства, аналог абстрактного  мышления. 

В. Н. Мясищев  предлагает следующую классификацию  эмоций:

1) Эмоциональные  реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;

2) Эмоциональные  состояния, которые характеризуются  изменением нервно-психологического  тонуса;

3) Эмоциональные  отношения (чувства), которые характеризуются  эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами. 

Факторы возникновения эмоций (Симонов):

1) Потребность;

2) Вероятность  удовлетворения потребности (Низкая  вероятность удовлетворения потребности  ведет к возникновению отрицательных эмоций). 

Эмоции  выполняют следующие функции:

· отражательно-оценочную;

· переключающую;

· подкрепляющую;

· компенсаторную (замещающую);

· побудительную;

· функцию "аварийного" разрешения ситуаций;

· дезорганизующую;

· предвосхищающую;

· эвристическую;

· функцию  синтезирующей основы образа, целостности  отражения;

· функцию  активации и мобилизации организма;

· экспрессивную.  

Теории  эмоций:

1) Чарльз  Дарвин: "Эволюции видов", раздел "Эволюционная роль эмоций":

- базовые  эмоции у людей и животных  одинаковые;

- у людей  разных рас и культур базовые  эмоции одинаковые;

- эмоции  усложняются по мере развития  животных видов.

2) Когнитивная  школа: теория "Одномоментного  возникновения эмоциональных и  физиологических состояний":

"Мы  реагируем не на события, а  на нашу интерпретацию этих событий";

3) Теория  дифференциальных эмоций Изарда. 

Нарушения эмоций:

Расстройства  эмоций характерны для больных с  разными психическими заболеваниями:

1) У  больных неврозами отмечаются  болезненные эмоционально-аффективные  реакции раздражения, негативизма, страха;

У больных  неврозом навязчивых состояний наблюдается  высокая сензитивность, тревожность; У больных истерией – лабильность  эмоций, импульсивность; у больных  неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость;

2) У  больных  психопатией отмечается  склонность к эмоционально-аффективным  реакциям патологического характера;  эмоционально-агрессивные вспышки  при эпилептоидной, гипертимной,  истероидной психопатиях. Наблюдается  тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”);

3) При  эпилепсии отмечается склонность  к дисфориям. При височной эпилепсии  – страх, тревога, снижение  настроения, злобность; 

4) Значительными  перепадами направленности эмоций  характеризуются эмоциональные  проявления у больных биполярным  расстройством личности (маниакально-депрессивным психозом) - от эйфории до глубокой депрессии. Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.

5) Изменения  в эмоциональной сфере характерны  и для больных с сердечно-сосудистыми  заболеваниями (например, при инфаркте  миокарда – мрачная окраска будущего). 

Диагностика эмоционального состояния:

- Для  исследования эмоций используются  тест Люшера,  ТАТ.

- Уровень  тревожности исследуют с помощью  шкал Тейлора, Спилбергера.

В норме  у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завершить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспышки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и др.

     5. . Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

     В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

     Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

Информация о работе Ответы по общей психологии