Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:00, шпаргалка
Ответы на 14 вопросов.
Направление
в психологии, возникшее в Германии
в начале 10-х и просуществовавшее
до середины 30-х гг. ХХ в. Была продолжена
разработка проблемы целостности, поставленной
Австрийской школой. Изучение деятельности
мозга и феноменологическое самонаблюдение,
обращенное на различные содержания сознания,
могут рассматриваться как взаимодополняющие
методы, изучающие одно и то же, но использующие
разные понятийные языки.
По аналогии
с электромагнитными полями в физике,
сознание в гештальтпсихологии понималось
как динамическое целое, "поле", в
котором каждая точка взаимодействует
со всеми остальными. Для экспериментального
исследования этого поля была введена
единица анализа, в качестве которой стал
выступать гештальт. Гештальты были обнаружены
при восприятии формы, кажущегося движения,
оптико-геометрических иллюзий.
Был открыт закон прегнантности: стремление психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. Факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух".
Представители:
Макс Вертгеймер (1880-1943)
Вольфганг Келер (1887-1967)
Курт Коффка (1886-1941)
Предмет
рассмотрения
Учение
о целостности психических
Теоретические
положения
Постулат:
Первичными данными психологии являются
целостные структуры (гештальты) , в
принципе не выводимые из образующих
их компонентов. Гештальтам присущи
собственные характеристики и законы.
Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.
Практика
В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.
Вклад
в психологию
Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
4.Эмоции: классификация, функции
Эмоции
– психические явления, отражающие в форме
переживаний личную значимость и оценку
внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека. Эмоции служат для отражения
субъективного отношения человека к самому
себе и к окружающему его миру.
Эмоции
- это психический процесс отражения отношения
субъекта к явлениям внутреннего и внешнего
мира.
В.
А. Ганзен считает эмоцию формой психического
регулирования, хотя оно и осуществляется
на основе отражения.
Наиболее
существенной чертой эмоций является
субъективность. Так же эмоции характеризуются
направленностью (положительной или отрицательной),
степенью напряжения и уровнем обобщенности.
К.
Изард же выделяет в качестве основной
составляющей эмоциональную экспрессию.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность
эмоций в субъективном переживании.
Три аспекта целостного определения эмоций:
а)внутреннее переживание;
б)физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в)поддающиеся
наблюдению выразительные комплексы эмоций
(внешнее выражение в поведении).
Классификация эмоциональных явлений (Грановская):
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5)
Стресс – эмоциональное состояние, вызванное
неожиданной и напряженной обстановкой.
По мнению Г. Селье "стресс – неотъемлемая
составляющая жизни человека, его нельзя
избежать. Для каждого человека есть оптимальный
уровень стресса, при котором достигается
наибольшая эффективность деятельности".
Изард "10 базовых эмоций":
Положительные: радость, интерес;
Нейтральные: удивление;
Отрицательные:
горе, гнев, отвращение, презрение, страх,
стыд, вина.
На основе результатов тридцатилетних исследований Пол Экман выделил шесть основных эмоций: счастье, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. При этом он отмечает, что, возможно, лицо передаёт и другие эмоции - стыд или волнение. Но они ещё не были признаны, как эмоции.
Классификация по Рубинштейну:
1) Эмоции,
связанные с удовлетворением/
2) Более
высокий уровень,
3) Обобщенные
чувства, аналог абстрактного
мышления.
В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:
1) Эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;
2) Эмоциональные
состояния, которые
3) Эмоциональные
отношения (чувства), которые характеризуются
эмоциональной избирательностью или
связью конкретных эмоций с определенными
лицами, объектами или процессами.
Факторы возникновения эмоций (Симонов):
1) Потребность;
2) Вероятность
удовлетворения потребности (
Эмоции выполняют следующие функции:
· отражательно-оценочную;
· переключающую;
· подкрепляющую;
· компенсаторную (замещающую);
· побудительную;
· функцию "аварийного" разрешения ситуаций;
· дезорганизующую;
· предвосхищающую;
· эвристическую;
· функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;
· функцию
активации и мобилизации
· экспрессивную.
Теории эмоций:
1) Чарльз Дарвин: "Эволюции видов", раздел "Эволюционная роль эмоций":
- базовые эмоции у людей и животных одинаковые;
- у людей разных рас и культур базовые эмоции одинаковые;
- эмоции усложняются по мере развития животных видов.
2) Когнитивная школа: теория "Одномоментного возникновения эмоциональных и физиологических состояний":
"Мы реагируем не на события, а на нашу интерпретацию этих событий";
3) Теория
дифференциальных эмоций
Нарушения эмоций:
Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями:
1) У
больных неврозами отмечаются
болезненные эмоционально-
У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность; У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость;
2) У
больных психопатией
3) При
эпилепсии отмечается
4) Значительными
перепадами направленности
5) Изменения
в эмоциональной сфере
Диагностика эмоционального состояния:
- Для
исследования эмоций
- Уровень
тревожности исследуют с
В норме
у испытуемого сохраняется
5. . Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.