Наша личность является продуктом
научения. Существуют два направления
в поведенческой теории личности- рефлекторное
и социальное. Рефлекторное направление
представлено работами известных американских
бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера.
Бихевиористы считают, что личность формируется
и развивается в течение всей жизни по
мере социализации, воспитания и научения.
Однако ранние годы жизни они
рассматривают как более важные.
- Деятельностная
теория личности получила наибольшее
распространение в отечественной психологии.
Среди исследователей, внесших вклад в
ее развитие, следует назвать прежде всего
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую
и А.В. Брушлинского. Главным источником
развития личности, согласно этой теории,
является деятельность. Деятельность
понимается как сложная динамическая
система взаимодействий субъекта (активного
человека) с миром (с обществом), в процессе
которых и формируются свойства личности.
По мнению представителей данного подхода,
в личности основное место занимает сознание,
причем структуры сознания не даны человеку
изначально, а формируются в раннем детстве
в процессе общения и деятельности.
- Диспозициональная
теория личности учит, что главным источником
развития личности являются факторы генно-средового
взаимодействия, причем одни направления
подчеркивают преимущественно влияния
со стороны генетики, другие - со стороны
среды. Среди исследователей данного направления
наиболее известным являются Г. Оллпорт,
Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и Г. Айзенком.
По мнению диспозиционалистов, личность
развивается в течение всей жизни. Данная
теория предполагает, что люди, несмотря
на постоянные изменения в структуре их
поведения, обладают в целом определенными
устойчивыми внутренними качествами (темпераментом,
чертами). Диспозиционалисты считают,
что в личности представлены как сознательное,
так и бессознательное.