Отрасли психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:21, реферат

Описание работы

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

Работа содержит 1 файл

Отрасли психологии.docx

— 26.04 Кб (Скачать)

   Отрасли психологии

         Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

         Социальная  психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

   Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведения человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается изучением потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт. Экологическая психология занимается улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает проблемы взаимовлияния природы и человека.

   Прикладные  области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.

   Задачи  и место психологии в системе наук

   Задачи  психологии в основном сводятся к  следующему:

   - научиться понимать сущность  психических явлений и их закономерности;

   - научиться управлять ими;

   - использовать полученные знания  с целью повышения эффективности  деятельности людей в различных  отраслях практики, а также с  целью повышения психического  здоровья, удовлетворенности и счастья  людей в их повседневной жизнедеятельности;

   - быть теоретической основой практики  психологической службы.

   Методы  психологии

   Наблюдение  – древнейший метод познания, который требует ряда требований: наличие плана наблюдений, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях.

         Различают следующие  виды наблюдения: срез (кратковременное  наблюдение), лонгитюдинальное (продолжительное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

   Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
  2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?);

   Наблюдение  может быть непосредственным или  опосредованным (с применением вспомогательных  средств).

   Беседа  как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

   В рамках медицинской психологии может  применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. По памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Анализ продуктов деятельности человека (анализ рисунков, сочинений, решенных задач, выполненных заданий) позволяет получить объективные данные о психических способностях и качествах человека.

   Одна  из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отстроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

   Естественный  эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой камерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытость от испытуемых.  

   Лекция 2  

  • Социальная среда и формирование личности

       Социально-психологические явления  возникают при взаимодействии  социальной среды, личности и  группы. Уточним эти понятия. Социальная  среда – это все то, что окружает  человека в его социальной  жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений  на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от  типа общественно-экономических  формаций, от классовой и национальной  принадлежности, от внутриклассовых  различий определенных слоев,  от бытовых и профессиональных  отличий («городская среда», «деревенская  среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т.п.).

       Итак, общественно-экономическая формация  в ее исторической, демографической,  географической и национальной  конкретности формирует данную  социальную среду, порождающую  тот или иной образ жизни  и вслед за этим образ мышления  и поведения. Следовательно, общественно-экономическая  формация – социальная среда  – образ жизни – личность  – таков принципиальный путь  формирования личности.

  • Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
  • Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятие «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
  • Наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, прямохождение.
  • Каждый из нас имеет какое-то представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярным «имеджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием ит.д. У одних эти качества проявляются более отчетливо, а у других менее выражены. Почему это происходит? Почему одни люди агрессивны, чем другие? Над этим вопросом задумываемся и мы, а также ученые.
  • В современной психологии имеются разные теории по изучению личности.   Каждый подход имеет свою теорию, свои методы их измерения.
  • В связи с этим личность – это многогранная  и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
  • Теория личности – совокупность гипотез или предложений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д.)
  • Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключается в следующем:
  • Каков характер главных источников развития личности -врожденный или приобретенный?
  • Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  • Какие процессы являются доминирующими в структуре личности -сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
  • Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  • Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?
  • В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов или теорий личности. Выделяют
  • психодинамическую,
  • аналитическую,
  • гуманистическую,
  • когнитивную,
  • поведенческую,
  • деятельностную,
  • диспозициональную теорию личности.
 

 

  • Основоположником  психодинамической теории личности является австрийский ученый З. Фрейд. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Человек находит в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения.  
  • Наиболее ярким представителем аналитической теории личности  является щвейцарский исследователь К. Юнг.  Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность всех врожденных архетипов.
  • В гуманистической теории личности выделяются два основных направления: «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.
  • Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А.Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожденные тенденции к самоактуализации.
  • По мнению гуманистов личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит свои планы, ищет смысл жизни.
  • Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж.Келли. По его мнению, человек хочет знать в жизни все, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятие, памяти, мышления и речи).Благодаря конструктам, человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения.
  • Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит:

Информация о работе Отрасли психологии