Отличие сознания человека от деятельности животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить основные отличия сознания человека от деятельности животных.
Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:
Проанализировать научную литературу;
Дать представление о том, какое развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека;
Выявить отличия сознания человека и психики животных.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сознание человека 4
1.1 Возникновение и развитие сознания 4
1.2 Структура сознания 6
1.3 Сознание и психика 7
1.4 Сознание как высшая форма психики 10
Глава 2 «Психологическая деятельность животных» 12
2.1«Психологическая деятельность животных» 12
2.2 Развитие психики в животном мире 14
Глава 3 Отличие сознания человека от деятельности животных 17
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Министерство образования.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

Практическое сознание человека как общественного существа – это в высших своих проявлениях  нравственное сознание. Общественно  значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

 

 

1.4 Сознание как высшая форма психики

 

Сознание – высшая форма отражения  действительного мира, свойственная только людям и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании  поведения человека.

Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально  новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности –  знаниями, которые представляют собой  концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.

Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Итак, психика человека, его сознание – это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма  развития психики имеет следующие  существенные особенности:

1) категориальность – отражение  мира сквозь призму общечеловеческих  знаний и позиций, отражение  мира на базе концептуальной  схемы; 

2) отражение существенных, наиболее  значимых в данной ситуации  взаимосвязей;

3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе  общечеловеческих понятий и представлений; 

4) обусловленность индивидуального  сознания общественными формами  сознания;

5) самосознание – концептуальная  модель собственной личности  и построение взаимодействий  с действительностью на этой  основе.

Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как  такая духовная деятельность, которая  направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат  общественно-исторических условий  формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью  языка) с другими людьми.

 

Глава 2 «Психологическая деятельность животных»

2.1«Психологическая деятельность  животных»

 

 Психика животных и их  поведение образуют непосредственное  единство. У человека внутренний план сознания отделен от поведения, так как люди в процессе освоения культурных знаков научились “сворачивать” действие. Животные такой способностью не обладают. Любой значимый сигнал из внешней среды будет непременно отреагирован животным в виде двигательной реакции. Поэтому говорят, что зоопсихология изучает психическую деятельность животных, имея в виду изучение психики животных.

Понятие “психическая деятельность животных”  ввел Алексей Николаевич Леонтьев. Практически, введение этого понятия еще раз подчеркнуло высказанное С. Л. Рубинштейном представление о связи психики и образа жизни. В настоящее время, когда необходимость экологического подхода к изучению психики животных уже ни у кого не вызывает сомнения, в отечественной литературе стали употреблять понятие “поведение животных” вместо понятия “психическая деятельность животных”. Отечественные зоопсихологи называли предметом своего исследования “психическую деятельность животных” еще и для того, чтобы отделиться от бихевиористов и от этологов, которые тоже изучали поведение животных. Бихевиористы вкладывали в понятие “поведение животных” иное, чем современные зоопсихологи значение. Этологи изучали поведение животных другими, чем зоопсихологи, методами.

Современная зоопсихология определяет поведение  животных как совокупность внешней, преимущественно двигательной активности животных, которая направлена на установление связей организма со средой его обитания.

Психическое отражение у животных осуществляется в ходе воздействия животного  на окружающий мир через поведение. Отражаются при этом не только сами компоненты окружающей Среды, но и собственное поведение животного, а так же произведенные животным изменения в среде. Внешняя активность и ее отражение составляют неразрывное единство. Психика животных неотделима от их поведения. Психика и поведение могут лишь условно расчленяться для научного анализа. И.М. Сеченов сказал: “Психика зарождается и умирает с движением, поведением”.

Наиболее  адекватное отражение действительности животное получает, отражая собственное  поведение. Больше того, само поведение животного как процесс взаимодействия с окружающим миром является условием формирования психики. Психическое отражение - это процесс, происходящий, становящийся, а не застывший, свершившийся факт. (Хотя можно дать характеристику тем или иным психическим процессам, свойствам, состояниям в мгновенный срез времени).

Для того, чтобы получить более или менее целостное представление о психических функциях, процессах, состояниях, мотивациях, способностях животных, необходимо проанализировать двигательную активность животных, направленную на приспособление к конкретным условиям внешней среды. Грамотный анализ поведения животных возможен только при знании экологии. Другого способа изучения психики животных не существует.

 

2.2 Развитие  психики в животном мире

 

Любая наука как самостоятельная отрасль  человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки  психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще  в глубокой древности человек  обратил внимание на то, что существуют явления вещественные – окружающая природа, люди, различные предметы. И невещественные – образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Именно так возникли представления о душе и о теле, о материи и о психике, как самостоятельных началах.

Психика - от греческого душевный, – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество–само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.

Если  окунуться в предысторию человеческого  сознания, то мы увидим, что это длительный и сложный процесс развития психики  животных. Психика является продуктом  длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения– раздражимость –это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

Появление психической формы отражения  связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она  появляется у кишечно-полостных (гидра, медуза) – у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и  с развитием коры головного мозга  возникает психическое отражение  животными целостных вещей, возникает  перцептивная психика.

Еще большее усложнение условий существования, которое привело к развитию еще  более совершенных органов восприятия и действия, и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность  чувственного восприятия вещей в  виде предметных ситуаций.

Развитие  жизни приводит к возникновению  у них органов чувств, органов  действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

Отвечая изменению условий существования, изменяется и деятельность животных. Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит  в том, что у животных она является деятельностью инстинктивно-биологической, то есть деятельность животного может  осуществляться только в том случае, если для него это жизненно необходимо, если при помощи этой деятельности будет происходить удовлетворение его биологических потребностей. Например, если в сознании человека фигура треугольника характеризуется  объективно–количеством углов, сторон и т. д. , то для животного она будет характеризоваться и отражаться неотделимо от соответствующего биологического его отношения. Поэтому, если у животного не существует к данной вещи, предмету инстинктивного отношения, то она для животного как бы не существует. Когда человек вступает в отношение к вещи, то он отличает объективный предмет своего отношения, а с другой – свое отношение к нему. Такого разделения у животного не существует. “Животное – не относится ни к чему и вообще не “относится”…” – говорил К. Маркс. Еще одной чертой отличия психики животного от психики человека является показатель отношения животного к себе подобным. Животное относится к себе подобным также как и к другим внешним предметам и объектам, они тоже принадлежат к кругу инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. У некоторых животных (муравьи, пчелы и др. ) можно наблюдать деятельность нескольких животных, но мы никогда не наблюдаем у них совместной деятельности. Исследователи провели такой эксперимент: сразу перед несколькими обезьянами поставили задачу – требовалось положить ящик на ящик, для того, что бы влезть на них и этим способом достать высоко подвешенный банан. Животные действовали, не считаясь с другими. При таком совместном действии возникла борьба за ящики, драки между животными, но постройка так и осталась не возведенной. Хотя в отдельности каждая обезьяна может ставить ящик на ящик и взбираться по ним вверх.

 

Глава 3 Отличие сознания человека от деятельности животных

 

История развития человека – качественно  новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего  пути биологического развития животных.

В настоящее  время можно считать установленным, что род человеческий зародился  в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная  часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших  предков на две группы.

Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ  жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные  передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.

Вертикальное  положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению функций передних и задних конечностей - это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых  потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека.

Нет сомнения, что существует огромная разница  между психикой человека и психикой животного.

Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, но этот процесс  на уровне сознания совершается значительно  сложнее. Для сознания характерен ряд  специфических свойств, которые  не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего  мира различно на разных этапах исторического  развития. Процесс отражения окружающего  мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они  касаются одной особи, а человек  может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.

У людей  так же отличаются разные этапы познания, к этому относится процесс  перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому. Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут  лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “ Сознание человека – не только отражает объективный мир, но и творит его” – писал Ленин.

Информация о работе Отличие сознания человека от деятельности животных