Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:23, отчет по практике
На сегодняшний день проблема психологической готовности к школе стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Смысл в том, чтобы ученик мог усвоить эффективно предлагаемые ему знания. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
-интеллектуальный
-эмоциональный
-социальный
Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.
Обработка результатов:
6 и 7 вопросы исключаются
из анализа. При
1. Хочу идти в школу.
2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).
3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).
4. Люблю, когда мне читают книжки.
5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.
8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
9. Хочу быть учеником.
10. Пусть будет длиннее урок.
Если ребенок набирает 8-7 баллов – у него сформирована «внутренняя позиция» школьника, 6-5 баллов – внутренняя позиция представлена в средней степени, 4 и менее баллов – не сформирована внутренняя позиция школьника.
Описание выборки:
В исследовании приняли участие 18 детей дошкольного возраста от 6,6 лет до 7,6 лет МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №284».
Анализ и интерпретация результатов:
Согласно методике если ребенок набирает от 3 до 6 баллов, то можно говорить о высоком уровне сформированности интеллектуального компонента психологической готовности к школе. Если ребенок набирает 7-11 баллов – средний уровень, 12-15 баллов – отсутствует интеллектуальный компонент психологической готовности к школе (может сопровождаться психическими отклонениями и задержкой умственного развития).
Результаты по методике Керна-Иерасика представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Выраженность интеллектуального компонента психологической готовности к школе по методике Керна-Йерасика
Как видно из представленных данных 88,9% детей обладают высоким уровнем сформированности интеллектуального компонента психологической готовности к школе, 11,1% - средней выраженностью данного компонента.
Качественный анализ психологических особенностей детей, обладающих средней сформированностью интеллектуального компонента психологической готовности к школе и их социальной ситуации развития (2 ребенка) показал, что это может быть обусловлено замкнутостью, «аутичностью» одного ребенка (Кристина Русакова) и неблагоприятной ситуаций развития второго (наличие неблагополучной семьи). В первом и втором случае следует обратиться к помощи профессионального психолога либо коррекционную школу для работы с детьми больными аутизмом (в первом случае). Необходимо создание индивидуальных психокоррекционных программ и активное привлечение родителей к психокоррекционному процессу.
Результаты выраженности эмоционального компонента психологической готовности у дошкольников представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Выраженность эмоционального компонента
психологической готовности к школе
На рисунке видно, что 66,7% дошкольников имеют выраженное положительное эмоциональное отношение к школе, 27,8% - эмоциональное отношение к школе в пределах нормы, 5,6% - имеют отрицательное эмоциональное отношение к школе. Анализ эмоционального компонента психологической готовности детей, обладающих низким уровнем эмоционального отношения к школе (2 ребенка) показал, что это может быть обусловлено в первом случае (Надя Желкина), инфантилизмом и нежеланием становиться школьником, по причине эмоционального комфорта при посещении детского сада. Это обусловлено дружелюбным коллективом и конформным отношением воспитателей к детям, то есть эмоциональными привязанностями. Во втором случае (Ваня Шпулинг), в процессе общения, выяснилось, что ребенок, скорее всего, боится процесса социализации, немного замкнут в себе. Можно посоветовать проведение индивидуальных коррекционных работ с ребенком, включая и работу с его родителями. Также необходимо включение детей в сюжетно-ролевую игру «Школа» в рамках коррекционных мероприятий.
Результаты выраженности социального компонента психологической готовности у дошкольников представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Выраженность социального компонента
психологической готовности к школе
Как видно из рисунка 3. 88,9% дошкольников имеют высокий уровень сформированности социального компонента психологической готовности к школе, т.е. у них есть «внутренняя позиция школьника». У 11,1% детей – сформированность данного компонента не выходит за пределы нормы.
У большинства детей
в группе как мы видим высокий уровень социального компонента, характеризуется правильными
и четкими представлениями и знаниями
детей о школе. У них сформирован учебный
и социальный мотив учебной деятельности,
они эмоционально, положительно относятся
к школе.
Средний уровень — дети имеют частичные
представления и знания о школе и о жизни
школьников. Дети проявляют интерес лишь
к школьной атрибутике, в основном обращают
внимание на наиболее яркие по внешней
привлекательности события. Мотив учебной
деятельности не сформирован. Отношение
к школе не сформировано, интерес появляется
эпизодически
На последнем этапе нашего исследования мы провели качественный анализ полученных данных. Для этого мы разделили дошкольников, принявших участие в исследовании на 5 подгрупп. Каждая из этих подгрупп обладает своими особенностями психологической готовности к школе.
Данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Особенности психологической готовности к школе.
В первую группу детей (50%)
вошли дошкольники, которые по всем
компонентам психологической
Вторую группу (33,3%) составили дети с недостаточно сформированным положительным эмоциональным отношением к школе. В то время как интеллектуальный и социальный компоненты психологической готовности к школе находятся на высоком уровне. Причины несформированности эмоционального компонента могут быть различными. Мы можем иметь дело с неверным представлением недостатком и знаний ребенка о школе. Также это может быть вызвано тревожностью, «аутичностью» одного из детей. Такое часто встречается у детей, чьи родители имеют невротичный склад характера. Тревожность может быть вызвана неверным отношением родителей или воспитателя-педагога к ребенку и его индивидуальным познавательным способностям. Повышенная требовательность взрослых к развитию может привести к страхам, заниженной самооценки, замкнутости. Отсутствие нужного внимания к развитию ребенка также может привести к сложностям объективного эмоционального отношения ребенка к школе. Данной группе детей можно порекомендовать давать детям разносторонние знания о школе и лишь затем на этой основе формировать у них позитивное отношение к ней. Это могут быть сюжетно-ролевые игры («Школа»), также творческие занятия, такие как рисование, способствующие формированию положительных эмоций к школе. Детям с повышенной тревожностью либо замкнутостью, следует порекомендовать индивидуальные занятия с родителями у квалифицированного специалиста-психолога.
Третью группу (5,6%) составили дети с высоким положительным отношением к школе, но при этом недостаточно сформированным интеллектуальным и социальным компонентами. Это может говорить о низком уровне познавательной и социальной потребностей (внутренней позиции школьника) и о слабом познавательном мотиве деятельности. То есть ребенок не хочет узнавать новое и учиться, а также не осознает себя в роли ученика. У детей следует выработать желание учиться, он должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика, хотеть узнавать новое. Таким детям можно порекомендовать комплексные коррекционные занятия. Сюжетно-ролевая игра «Школа» совместно с родителями, а также игры, развивающие интеллектуально-познавательную сферу.
В четвертую группу (5,6%) вошли дети с высоким уровнем интеллектуальной и эмоциональным компонентами психологической готовности к школе, но при этом недостаточным уровнем социальной зрелости (внутренней позиции школьника). Причина того, что ребенок не осознает себя в роли ученика, и не желает идентифицировать себя со взрослыми может лежать в отношении близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Внутреннюю позицию школьника составляют такие две важные потребности как познавательная и социальная (потребность в общении со взрослыми на новом уровне), что выражается в произвольном поведении ученика. Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Данной группе детей можно порекомендовать совместную практическую деятельность взрослых с детьми, сопровождаемую познавательными разговорами на школьную тематику. Это способствует формированию «внутренней позиции школьника» и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. В практическую деятельность могут входить игры, беседы и т. д.
Пятую группу (5,6%) составили дети с положительным эмоциональным отношением к школе, а также сформированной внутренней позицией школьника, но при этом недостаточно сформированным интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе. Это может быть связано с недостаточно сформированным познавательным мотивом деятельности, куда входит познавательные интересы, интеллектуальная активность, овладение навыками, умениями, знаниями.
Для формирования интеллектуального компонента данной группы можно порекомендовать проведение коррекционных программ в игровой форме. Можно применять такие игровые методики как «Составь загадку», «Точки, снежинки, палочки» и другие для развития логического мышления, а также игры развивающие внимание и память («Исчезнувший предмет», «птицы», и прочее),игры, развивающие моторику ребенка («палочки», «бирюльки», «дорожки») в играх можно использовать похвалы и поощрения, для стимуляции стремления ребенка выполнять задания хорошо.
Выводы и практические рекомендации:
Приложение №1
Методика «Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»».
Дети |
Положительный ответ |
Отрицательный ответ |
Отказ от ответа | ||
1.Настя Рогова |
7 |
1 |
- | ||
2.Лиза Демиденко |
8 |
- |
- | ||
3.Люба Митина |
7 |
1 |
- | ||
4.Лиза Ярошенко |
8 |
- |
- | ||
5.Кристина Русакова |
8 |
- |
- | ||
6.Полина Локтева |
8 |
- |
- | ||
7.Надя Желкина |
7 |
1 |
- | ||
8.Саша Зайцев |
8 |
- |
- | ||
9.Саша Кнауб |
5 |
3 |
- | ||
10.Кирилл Савич |
8 |
- |
- | ||
11.Илья Карепов |
8 |
- |
- | ||
12.Егор Вальде |
8 |
- |
- | ||
13.Дима Агафонов |
8 |
- |
- | ||
14.Женя Родионов |
8 |
- |
- | ||
15.Слава Василевич |
7 |
1 |
- | ||
16.Денис Гринёв |
5 |
3 |
- | ||
17.Ваня Шпулинг |
7 |
1 |
- | ||
18.Вика Петушкова |
7 |
1 |
- |