Отчет по практике в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:23, отчет по практике

Описание работы

На сегодняшний день проблема психологической готовности к школе стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Смысл в том, чтобы ученик мог усвоить эффективно предлагаемые ему знания. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
-интеллектуальный
-эмоциональный
-социальный

Работа содержит 1 файл

ПРАКТИКА НОВОЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

Обработка результатов:

6 и 7 вопросы исключаются  из анализа. При сформированной  «внутренней позиции школьника»  ответы на вопросы должны звучать  приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на  год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на  которых учили (буквы, цифры,  и т.д.).

4. Люблю, когда мне  читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы  мне почитали книжки.

8. Нет, не устроит,  хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее  урок.

Если ребенок набирает 8-7 баллов – у него сформирована «внутренняя позиция» школьника, 6-5 баллов – внутренняя позиция представлена в средней степени, 4 и менее баллов – не сформирована внутренняя позиция школьника.

Описание выборки:

В исследовании приняли  участие 18 детей дошкольного возраста от 6,6 лет до 7,6 лет МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад  №284».

 

Анализ и  интерпретация результатов:

  1. Интеллектуальный компонент психологической готовности детей к школе: анализ и описание данных.

Согласно методике если ребенок набирает от 3 до 6 баллов, то можно говорить о высоком уровне сформированности интеллектуального  компонента психологической готовности к школе. Если ребенок набирает 7-11 баллов – средний уровень, 12-15 баллов – отсутствует интеллектуальный компонент психологической готовности к школе (может сопровождаться психическими отклонениями и задержкой умственного развития).

Результаты по методике Керна-Иерасика представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Выраженность интеллектуального компонента психологической готовности к школе по методике Керна-Йерасика

 

Как видно из представленных данных 88,9% детей обладают высоким  уровнем сформированности интеллектуального  компонента психологической готовности к школе, 11,1% - средней выраженностью данного компонента.

Качественный анализ психологических особенностей детей, обладающих средней сформированностью  интеллектуального компонента психологической  готовности к школе и их социальной ситуации развития (2 ребенка) показал, что это может быть обусловлено замкнутостью, «аутичностью» одного ребенка (Кристина Русакова) и неблагоприятной ситуаций развития второго (наличие неблагополучной семьи). В первом и втором случае следует обратиться к помощи профессионального психолога либо коррекционную школу для работы с детьми больными аутизмом (в первом случае). Необходимо создание индивидуальных психокоррекционных программ и активное привлечение родителей к психокоррекционному процессу.   

  1. Эмоциональный компонент психологической готовности детей к школе: анализ и описание данных.

Результаты выраженности эмоционального компонента психологической  готовности у дошкольников представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Выраженность эмоционального компонента

психологической готовности к школе 

На рисунке видно, что 66,7% дошкольников имеют выраженное положительное эмоциональное отношение к школе, 27,8% - эмоциональное отношение к школе в пределах нормы, 5,6% - имеют отрицательное эмоциональное отношение к школе. Анализ эмоционального компонента психологической готовности детей, обладающих низким уровнем эмоционального отношения к школе (2 ребенка) показал, что это может быть обусловлено в первом случае (Надя Желкина), инфантилизмом и нежеланием становиться школьником, по причине эмоционального комфорта при посещении детского сада. Это обусловлено дружелюбным коллективом и конформным отношением воспитателей к детям, то есть эмоциональными привязанностями. Во втором случае (Ваня Шпулинг), в процессе общения, выяснилось, что ребенок, скорее всего, боится процесса социализации, немного замкнут в себе. Можно посоветовать проведение индивидуальных коррекционных работ с ребенком, включая и работу с его родителями. Также необходимо включение детей в сюжетно-ролевую игру «Школа» в рамках коррекционных мероприятий.

  1. Социальный компонент психологической готовности детей к школе: анализ и описание данных.

Результаты выраженности социального компонента психологической  готовности у дошкольников представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Выраженность социального компонента

психологической готовности к школе 

 

Как видно из рисунка 3. 88,9% дошкольников имеют высокий  уровень сформированности социального  компонента психологической готовности к школе, т.е. у них есть «внутренняя  позиция школьника». У 11,1% детей –  сформированность данного компонента не выходит за пределы нормы. 

У большинства детей  в группе как мы видим высокий уровень социального компонента, характеризуется правильными и четкими представлениями и знаниями детей о школе. У них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности, они эмоционально, положительно относятся к школе. 
Средний уровень — дети имеют частичные представления и знания о школе и о жизни школьников. Дети проявляют интерес лишь к школьной атрибутике, в основном обращают внимание на наиболее яркие по внешней привлекательности события. Мотив учебной деятельности не сформирован. Отношение к школе не сформировано, интерес появляется эпизодически

  1. Группы дошкольников с разным уровнем психологической готовности к школе: анализ и описание данных.

На последнем этапе  нашего исследования мы провели качественный анализ полученных данных. Для этого  мы разделили дошкольников, принявших  участие в исследовании на 5 подгрупп. Каждая из этих подгрупп обладает своими особенностями психологической  готовности к школе.

Данные представлены на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4. Особенности  психологической готовности к школе.

 

В первую группу детей (50%) вошли дошкольники, которые по всем компонентам психологической готовности к школе набрали высокие показатели. Это говорит о хорошо сформированном интеллектуальном, социальном и эмоциональном компоненте готовности к школе. Данной группе детей не требуется какая либо дополнительная подготовка, либо коррекция. Таким образом, мы можем говорить о полной готовности к школе. 

Вторую группу (33,3%) составили дети с недостаточно сформированным положительным  эмоциональным отношением к школе. В то время как интеллектуальный и социальный компоненты психологической  готовности к школе находятся  на высоком уровне. Причины  несформированности эмоционального компонента могут быть различными. Мы можем иметь дело с неверным представлением недостатком и знаний ребенка о школе. Также это может быть вызвано тревожностью, «аутичностью» одного из детей. Такое часто встречается у детей, чьи родители имеют невротичный склад характера. Тревожность может быть вызвана неверным отношением родителей или воспитателя-педагога к ребенку и его индивидуальным познавательным способностям. Повышенная требовательность взрослых к развитию может привести к страхам, заниженной самооценки, замкнутости. Отсутствие нужного внимания к развитию ребенка также может привести к сложностям объективного эмоционального отношения ребенка к школе. Данной группе детей можно порекомендовать давать детям разносторонние знания о школе и лишь затем на этой основе формировать у них позитивное отношение к ней. Это могут быть сюжетно-ролевые игры («Школа»), также творческие занятия, такие как рисование, способствующие формированию положительных эмоций к школе. Детям с повышенной тревожностью либо замкнутостью, следует порекомендовать индивидуальные занятия с родителями у квалифицированного специалиста-психолога.

Третью группу (5,6%) составили  дети с высоким положительным  отношением к школе, но при этом недостаточно сформированным интеллектуальным и социальным компонентами. Это может говорить о низком уровне познавательной и социальной потребностей (внутренней позиции школьника) и о слабом познавательном мотиве деятельности. То есть ребенок не хочет узнавать новое и учиться, а также не осознает себя в роли ученика. У детей следует выработать желание учиться, он должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика, хотеть узнавать новое. Таким детям можно порекомендовать комплексные коррекционные занятия. Сюжетно-ролевая игра «Школа» совместно с родителями, а также игры, развивающие интеллектуально-познавательную сферу.

В четвертую группу (5,6%) вошли дети с высоким уровнем  интеллектуальной и эмоциональным  компонентами психологической готовности к школе, но при этом недостаточным  уровнем социальной зрелости (внутренней позиции школьника). Причина того, что ребенок не осознает себя в роли ученика, и не желает идентифицировать себя со взрослыми может лежать в отношении близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Внутреннюю позицию школьника составляют такие две важные потребности как познавательная и социальная (потребность в общении со взрослыми на новом уровне), что выражается в произвольном поведении ученика. Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Данной группе детей можно порекомендовать совместную практическую деятельность взрослых с детьми, сопровождаемую познавательными разговорами на школьную тематику. Это способствует формированию «внутренней позиции школьника» и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. В практическую деятельность могут входить игры, беседы и т. д.

Пятую группу (5,6%) составили  дети с положительным эмоциональным  отношением к школе, а также сформированной внутренней позицией школьника, но при этом недостаточно сформированным интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе. Это может быть связано с недостаточно сформированным познавательным мотивом деятельности, куда входит познавательные интересы, интеллектуальная активность, овладение навыками, умениями, знаниями.

Для формирования интеллектуального компонента данной группы можно порекомендовать проведение коррекционных программ в игровой форме. Можно применять такие игровые методики как «Составь загадку», «Точки, снежинки, палочки» и другие для развития логического мышления, а также игры развивающие внимание и память («Исчезнувший предмет», «птицы», и прочее),игры, развивающие моторику ребенка («палочки», «бирюльки», «дорожки») в играх можно использовать похвалы и поощрения, для стимуляции стремления ребенка выполнять задания хорошо.

Выводы и  практические рекомендации:

 

  1. Полностью сформированной психологической готовностью к школе обладают 50% детей. В данной группе выражены интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты. Данная группа детей не требует дополнительных психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
  2. 33,3% детей обладают недостаточно сформированным положительным отношением к школе, при наличии сформированных интеллектуального и социального компонентов. Для данной группы детей возможна работа по созданию положительного образа школы. Включение их в сюжетно-ролевую игру «Школа» в рамках коррекционных мероприятий.
  3. 5,6% детей обладают недостаточно сформированным интеллектуальным и социальным компонентами психологической готовности к школе, при выраженном положительном эмоциональном отношении к ней. Для данной группы детей необходимы дополнительные коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на когнитивное развитие ребенка, а также работа с родителями по подготовке к будущему статусу школьника.
  4. 5,6% детей обладают недостаточным социальным компонентом психологической готовности к школе, при сформированных интеллектуальном и эмоциональном компонентов психологической готовности к школе. В связи с инфантильностью данных детей необходимо проводить дополнительные занятия по развитию дисциплинированности, усвоению норм и правил поведения, соблюдению режима занятий и отдыха.
  5. 5,6% детей обладают недостаточным интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе при сформированных эмоциональном и социальном компонентами готовности. Данные дети требуют проведения дополнительных занятий на развитие когнитивной сферы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Методика «Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»».

 

Дети

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Отказ от ответа

1.Настя Рогова

7

1

-

2.Лиза Демиденко

8

-

-

3.Люба Митина

7

1

-

4.Лиза Ярошенко

8

-

-

5.Кристина Русакова

8

-

-

6.Полина Локтева

8

-

-

7.Надя Желкина

7

1

-

8.Саша Зайцев

8

-

-

9.Саша Кнауб

5

3

-

10.Кирилл Савич

8

-

-

11.Илья Карепов

8

-

-

12.Егор Вальде

8

-

-

13.Дима Агафонов

8

-

-

14.Женя Родионов

8

-

-

15.Слава Василевич

7

1

-

16.Денис Гринёв

5

3

-

17.Ваня Шпулинг

7

1

-

18.Вика Петушкова

7

1

-

Информация о работе Отчет по практике в детском саду