Отчет по практике в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:23, отчет по практике

Описание работы

На сегодняшний день проблема психологической готовности к школе стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Смысл в том, чтобы ученик мог усвоить эффективно предлагаемые ему знания. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
-интеллектуальный
-эмоциональный
-социальный

Работа содержит 1 файл

ПРАКТИКА НОВОЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

 

                              Министерство образования

 ГОУ ВПО «Омский  Государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

                                     Факультет психологии

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

                   Отчет о прохождении производственной практики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 5-го курса

Группы ПП 631-з

Коржель Анны

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических  наук,

кафедры общей психологии

Колодина  А.В.

 

 

 

 

 

 

                                                    Омск 2011

 

                 Психологическая готовность ребенка к школе

Современный этап развития общества обуславливает внесение корректив  в систему подготовки подрастающего  поколения к жизни. В нём важное место занимает учёт интересов не только государства, но и интересы личности. Становление и развитие личностных качеств - чрезвычайно важный процесс. В нём основополагающее значение имеет психологическая подготовка ребенка к началу учебной деятельности и успешному овладению им в дальнейшем академическими знаниями.

На сегодняшний день проблема психологической готовности к школе стала очень популярной среди исследователей различных  специальностей.  Интерес к указанной  проблеме объясняется тем, что образно  психологическую готовность можно  сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Смысл в том, чтобы ученик мог усвоить эффективно предлагаемые ему знания. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

-интеллектуальный

-эмоциональный

-социальный

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Уровень обученности ребенка в дошкольном возрасте показывает наличие у него предпосылок к школьному обучению в виде «вводных навыков». Последние представляют собой знания, умения, способности, мотивацию, то есть все что дошкольник должен иметь к началу обучения в школе, чтобы оно было успешным. Таким образом, уровень обученности ребенка в дошкольном возрасте предполагает  уровень успешности обучения в школе.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что  они далеко не всегда всесторонне  подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одной из них, нам видится в отсутствии или несвоевременной психологической помощи, которая основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению.

Наблюдения специалистов показали, что некоторые дети, соответствующие  возрастному цензу, в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, а порой и вовсе не справляются с режимом работы и академической нагрузкой в школе. К тому же очень часто приходиться сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом происходит отбор детей в гимназии, специальные школы. Приходиться слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то непонятной для них причине не взяли в желаемое учебное заведение, хотя он умеет достаточно хорошо читать и считать. Здесь стоит обратить внимание на то, что под "готовностью к школе" понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, при учете различного уровня их развития, который может быть разным. Если дошкольник умеет читать, знает основы элементарного математического счета и развит интеллектуально по возрасту, то это не всегда значит, что он готов к обучению в школе.

Таким  образом, психологическая  готовность ребенка к школе - это  необходимый и достаточный уровень  психического развития ребенка для  усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

 Интерес к указанной  проблеме объясняется тем, что  уже в начальной

степени обучения и воспитания у детей формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие: ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Мини-исследование

 

Теоретическое обоснование:

         В рамках прохождения производственной практики в МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад  №284» под руководством Зам. директора Галины Самуиловной Костенко, мне представилась возможность провести исследование готовности детей дошкольной группы №7 к школе. Соответственно, целью всей моей деятельности было: изучение данного рода материалов, проведение мини-исследования, проведение развивающих игр и наблюдение проявления их уровня готовности к предстоящему поступлению в школу.

         Объект исследования: психологическая готовность к школе.

Предмет исследования: интеллектуальный, эмоциональный и социальный аспекты психологической готовности к школе детей подготовительной группы детского сада.

Цель исследования  -  изучить интеллектуальный, эмоциональный и социальный аспекты психологической готовности ребенка к школе.

Задачи исследования:

  1. Выявить интеллектуальный компонент психологической готовности детей к школе.
  2. Определить эмоциональный компонент психологической готовности детей к школе.
  3. Изучить социальный компонент психологической готовности к школе.
  4. Выделить группы детей с разным уровнем психологической готовности к школе.

Методы исследования и диагностический инструментарий:

Основным методом сбора  данных являлось тестирование с элементами игры и беседы.

Диагностический инструментарий составили следующие методики:

  1. Для диагностики интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе использовалась методика готовности ребенка к школе «Кёрна-Йирасека». Тест состоял из трёх разных заданий, где экспериментатор просит детей в первом задании нарисовать какого-нибудь мужчину, во втором задании ребенку предлагается срисовать слово с образца, а в третьем срисовать группу точек, показанную на образце.

Задания оцениваются  следующим образом:

 

Задание №1.Рисунок мужской фигуры.

рис.1

1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием, так называемого синтетического способа

2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.  
3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней. 
4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями. 
5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей. 

 

Задание №2. Подражание письменным буквам.

 

рис.2

  1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.  
    2. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.  
    3. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать, по крайней мере, четыре буквы образца.  
    4. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания".  
    5.Черкание. 

 

Задание № 3. Срисовывание группы точек.

 рис.3

 
1. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.  
2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами. 
3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине

оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°. 
4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы. 
5. Черкание. 

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе ( 1-высший балл, 5-низший балл), затем вычисляется суммарный итого по всем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12-15 –ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые ребята.

 

  1. Для диагностики эмоционального компонента психологической готовности к школе мы применили методику «Кому что подходит?». Детей просят разложить заранее подготовленные вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребенок должен положить в ранец (портфель, сумку и т. п.), другую — в коробку с игрушками.

 Пары слов с прилагательными-антонимами:

1.Большой - маленький

2.Взрослый - детский

3.Веселый - грустный

4.Быстрый – медленный

5.Чистый - грязный

6.Сладкий - горький

7.Гладкий – колючий

8.Больной – здоровый

9.Теплый – холодный

10.Активный – пассивный

11.Добрый - злой

12.Смелый - трусливый

13.Бодрый - усталый

14.Сильный - слабый

15.Светлый – темный

Анализируется положительно окрашенные прилагательные и их количество. 15-12 пар положительно окрашенных прилагательных – у ребенка сформировано эмоционально положительное отношение к школе, 11-8 пар – эмоциональное отношение ребенка к школе находится в пределах нормы (выражено в средней степени), 7 и менее положительно окрашенных пар прилагательных – у ребенка отсутствует положительно окрашенное отношение к школе.

  1. Для диагностики социального компонента психологической готовности ребенка к школе была использована методика «Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»». Исследователь просит ребенка ответить на следующие вопросы:
  2. Ты хочешь идти в школу?
  3. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  4. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
  5. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  6. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
  9. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  10. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
  11. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Информация о работе Отчет по практике в детском саду