Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:12, отчет по практике
Данная практика проходила на базе МОУ ЦППРК «Журавушка» Калининского района с 24.09.2012 по 21.10.2012 года. Центр «Журавушка» создан в 1996 году. В Центре открыта и успешно функционирует Гостиная, которая была открыта в 1997 году. Основными задачами Центра являются:
Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой помощи детям и подросткам.
Оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Данные исследований социологов и психологов, наши личные наблюдения в ходе консультаций показывают, что родители влияют на выбор профессии ребенком как явным, так и неявным образом. Так, например, по последнему из наших опросов старшеклассников (учащихся 9-11-классов) 78,3% городских и 84,2% сельских ребят одним из источников информации о своей будущей профессии называют родителей, родственников, взрослых знакомых.
К сожалению, по наблюдениям специалистов, большинство родителей знает мир профессий ненамного лучше своих детей или имеет устаревшие представления о профессиях. Да и в профессиональных возможностях своих детей родители ориентируются довольно слабо.
Решение этой проблемы находится в сочетании нескольких профориентационных подходов, прежде всего в обращении к помощи профессионалов (психологов-профконсультантов, педагогов и преподавателей профессиональных учебных заведений, школьных учителей, специалистов той или иной профессии), а также в повышении компетентности самих родителей в данных вопросах. Эта компетентность включает не только соответствующую информированность, осведомленность, но и формы подачи информации своему ребенку.
Помогая подростку выбрать
профессию, родители не только обсуждают
с ним преимущества
и недостатки отдельных профессий
Прежде всего, важно найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием.
Среди
всего множества позиций
Полярные
установки: «Пусть он сам решает!»
или «Что он там без меня решит!»
редко оказываются продуктивным
Очень желательно выяснить, какие потребности определяют поведение вашего ребенка в процессе профессионального самоопределения, чем он руководствуется, какие стороны профессии привлекают его. Это могут быть престижность, возможность сделать карьеру, добиться успеха и даже славы, иметь высокие заработки, а может быть это любознательность или стремление быть похожим на кого-то из знакомых.
По результатам нашего опроса старшеклассников (осень 2008 г.) в ответах на вопрос о наиболее значимых факторах выбора профессии 1-е место занимает возможность получать высокий доход (на него указывают 63,6% новосибирцев и 75,2% сельских школьников). Другими словами, учащиеся озабочены поиском профессий, владение которыми гарантирует высокий заработок, поиском своеобразного "автопилота", как бы заранее нацеленного на достижение материального достатка.
Известно, однако, что заработная плата – это характеристика не профессии, а рабочего места, должности. Высокий заработок гарантируется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем – квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимости от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-то других факторов. Поэтому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.
Весьма распространен у ребят и подход к выбору профессии с точки зрения ее престижности в обществе. Бытуют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным "ракетоносителем" для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высокого социального статуса, привлечение внимания к своей персоне, т.е. сам факт получения престижной профессии – некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профессии: ее модность, популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а, зачастую, лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников. При этом содержание деятельности в данной профессии, ее будни, а также требования к человеческим качествам практически не учитывается оптантом (одна 9-классница написала в анкете, что хочет стать визажистом, а если это не получится, то – юристом). Такие заявления свидетельствуют об инфантильности, отсутствии реалистических представлений о мире профессий.
Заметим, что сам по себе мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, наконец, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии "за компанию" с друзьями (чтобы не отстать в своих запросах, не выглядеть хуже прочих), тогда как сама по себе будущая профессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В итоге у ребенка появляются взаимоисключающие цели и внутренний конфликт мотивов.
Другой вариант выбора "за компанию" встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринимается как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться, и продолжить приятное времяпрепровождение с друзьями. А в таком случае лучше всего выбрать то же самое, что и они. Подобный вариант выбора может быть обусловлен тем, что ребенок страшится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компании, занимать там привычное место.
Очень
важно помочь ребенку разобраться
в своем потенциале,выявить
Нередко
профессиональные намерения ребенка
базируются исключительно на достоинствах
будущей профессии, а
объективно существующие "минусы" професси
Такая разносторонняя информация о профессии позволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации или минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостатками профессии (потому что ее достоинства все же весомее!), либо скорректировать свои планы.
Весьма желательно помочь ребенку наметить план своей карьеры, обсудив с ним, такие, например, вопросы:
В определенных пунктах плана желательно обозначить сроки.
Разумеется, план этот примерный и может, и должен подвергаться правке в соответствии с обстоятельствами.
Вся родительская профориентационная поддержка должна происходить в форме диалога, партнерского обсуждения.
Представления и высказывания ребенка в каких-то аспектах могут быть наивными, нереалистичными (это естественно и почти неизбежно). Проявите понимание и воздержитесь от жесткой критики, тем более иронии, высмеивания, раздражения (увы, это случается).
Лучше расскажите, как видите и понимаете эту ситуацию вы; поясните, что вызывает у вас сомнения; поищите вместе другие варианты, подходы к решению вопроса, обращаясь при этом к пусть небольшому, но собственному опыту молодого человека.
Разговаривая с ребенком, важно избегать наставительного тона! Часто именно интонация, а не содержание ваших высказываний вызывает сопротивление и неприятие у подростка. В основе вашего диалога с ребенком должно лежать уважительное отношение к нему.
И не ждите, чтобы ребенок немедленно согласился с вами, признал свою неправоту, будучи "раздавлен" неотразимостью вашей логики и богатством жизненного опыта. Не повторяйте одни и те же доводы снова и снова: это уже похоже на нравоучение и будет вызывать только раздражение. Если ваши высказывания действительно убедительны и как-то соотносятся с личным опытом ребенка, то они постепенно "прорастут" и окажут свое действие.
Далее родители получили рекомендацию по литературе, которая поможет более глубинно разобраться в данном вопросе:
1. Грецов
А.Г. Выбираем профессию.
2. Грецов
А. Г. 100 популярных профессий.
Психология успешной карьеры
для старшеклассников и
3. Социальная компетентность: учебн. пособ. для 10-11-х классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 351 с.
4. Шмидт
В. Р. Классные часы и беседы
по профориентации для