Отчет о прохождении практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:12, отчет по практике

Описание работы

Данная практика проходила на базе МОУ ЦППРК «Журавушка» Калининского района с 24.09.2012 по 21.10.2012 года. Центр «Журавушка» создан в 1996 году. В Центре открыта и успешно функционирует Гостиная, которая была открыта в 1997 году. Основными задачами Центра являются:
Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой помощи детям и подросткам.
Оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Работа содержит 1 файл

практика аня.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Данные  исследований социологов и психологов, наши личные наблюдения в ходе консультаций показывают, что родители влияют на выбор профессии ребенком как явным, так и неявным образом. Так, например, по последнему из наших опросов старшеклассников (учащихся 9-11-классов) 78,3% городских и 84,2% сельских ребят одним из источников информации о своей будущей профессии называют родителей, родственников, взрослых знакомых.

К сожалению, по наблюдениям специалистов, большинство  родителей знает мир профессий  ненамного лучше своих детей  или имеет устаревшие представления  о профессиях. Да и в профессиональных возможностях своих детей родители ориентируются довольно слабо.

Решение этой проблемы находится в сочетании  нескольких профориентационных подходов, прежде всего в обращении к  помощи профессионалов (психологов-профконсультантов, педагогов и преподавателей профессиональных учебных заведений, школьных учителей, специалистов той или иной профессии), а также в повышении компетентности самих родителей в данных вопросах. Эта компетентность включает не только соответствующую информированность, осведомленность, но и формы подачи информации своему ребенку.

Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки отдельных профессий и возможности получения образования по этим профессиям. Родители при этом неизбежно становятся детскими психологами: ведь необходимо раскрыть потребности, мотивы, способности, оценить соотношение между ними.

Прежде  всего, важно найти «золотую середину»  между инициативой ребенка и  вашим активным участием.

Среди всего множества позиций родителей  можно выделить несколько наиболее ярких.

  1. Родители пассивно относятся к выбору профессии своими детьми, предоставляя им в этом полную свободу.  
  2. Родители активно пытаются навязать своему ребёнку собственную точку зрения.
  3. Родители разумно и обоснованно пытаются помочь своим детям выбрать профессию с учётом их интересов, склонностей и способностей.
  4. Родители не оказывают активного влияния на профессиональный выбор детей, но беседуют с ними о путях выбора профессии.

Полярные  установки: «Пусть он сам решает!»  или «Что он там без меня решит!»  редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению между родителями и ребенком. Важно оценить конкретно  способность своего ребенка быть ответственным и самостоятельным: что он уже может, а чему еще только учится. Для этого предпочтительны позиции 3 и 4, указанные выше.

Очень желательно выяснить, какие потребности определяют поведение вашего ребенка в процессе профессионального самоопределения, чем он руководствуется, какие стороны профессии привлекают его. Это могут быть престижность, возможность сделать карьеру, добиться успеха и даже славы, иметь высокие заработки, а может быть это любознательность или стремление быть похожим на кого-то из знакомых.

По  результатам нашего опроса старшеклассников (осень 2008 г.) в ответах на вопрос о наиболее значимых факторах выбора профессии 1-е место занимает возможность получать высокий доход (на него указывают 63,6% новосибирцев и 75,2% сельских школьников). Другими словами, учащиеся озабочены поиском профессий, владение которыми гарантирует высокий заработок, поиском своеобразного "автопилота", как бы заранее нацеленного на достижение материального достатка.

Известно, однако, что заработная плата –  это характеристика не профессии, а  рабочего места, должности. Высокий  заработок гарантируется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем – квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимости от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-то других факторов. Поэтому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.

Весьма  распространен у ребят и подход к выбору профессии с точки  зрения ее престижности в обществе. Бытуют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным "ракетоносителем" для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высокого социального статуса, привлечение внимания к своей персоне, т.е. сам факт получения престижной профессии – некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профессии: ее модность, популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а, зачастую, лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников. При этом содержание деятельности в данной профессии, ее будни, а также требования к человеческим качествам практически не учитывается оптантом (одна 9-классница написала в анкете, что хочет стать визажистом, а если это не получится, то – юристом). Такие заявления свидетельствуют об инфантильности, отсутствии реалистических представлений о мире профессий.

Заметим, что сам по себе мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные  волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, наконец, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии "за компанию" с друзьями (чтобы не отстать в своих запросах, не выглядеть хуже прочих), тогда как сама по себе будущая профессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В итоге у ребенка появляются взаимоисключающие цели и внутренний конфликт мотивов.

Другой  вариант выбора "за компанию" встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринимается как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться, и продолжить приятное времяпрепровождение с друзьями. А в таком случае лучше всего выбрать то же самое, что и они. Подобный вариант выбора может быть обусловлен тем, что ребенок страшится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компании, занимать там привычное место. 

Очень важно помочь ребенку разобраться в своем потенциале,выявить скрытые ресурсы. Нередко отставание по каким-то предметам школьной программы воспринимается подростками (да и родителями) как неспособность к ним. Такой вывод либо блокирует выбор привлекательной профессии, либо заставляет изворачиваться. Однако практика показывает, что причина отставания зачастую не в отсутствии способностей у ребенка, а во внешних обстоятельствах, и дополнительные занятия исправляют ситуацию. Следствием этого становится не только понимание предмета ребенком, возможность выбрать профессию в соответствии со своими склонностями, но и рост его уверенности в себе, повышение самооценки, высвобождение инициативы. 

Нередко профессиональные намерения ребенка  базируются исключительно на достоинствах будущей профессии, а объективно существующие "минусы" профессии не учитываются (часто и просто неизвестны ему). Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не последовало разочарований, необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии. Это могут быть, например:  

  • сложности с трудоустройством;
  • длительное время профессиональной подготовки;
  • трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
  • профессиональные риски для здоровья и т.п.

Такая разносторонняя информация о профессии  позволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации или минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостатками профессии (потому что ее достоинства все же весомее!), либо скорректировать свои планы.

Весьма  желательно помочь ребенку наметить план своей карьеры, обсудив с ним, такие, например, вопросы:

  • Чего он хочет по большому счету?
  • Что необходимо для осуществления его желаний?
  • Какие профессии позволят ему этого достичь?
  • Какое образование и где можно получить для овладения данными профессиями?
  • Что надо предпринимать уже сейчас для поступления и успешного обучения в том или ином учебном заведении?
  • Что может помешать и как уменьшить риск неудачи?
  • Какой из рассмотренных вариантов предпочтительнее, а какие – приемлемы в качестве запасных?

В определенных пунктах плана желательно обозначить сроки.

Разумеется, план этот примерный и может, и  должен подвергаться правке в соответствии с обстоятельствами.

Вся родительская профориентационная поддержка должна происходить в форме диалога, партнерского обсуждения.

Представления и высказывания ребенка в каких-то аспектах могут быть наивными, нереалистичными (это естественно и почти неизбежно). Проявите понимание и воздержитесь от жесткой критики, тем более иронии, высмеивания, раздражения (увы, это случается).

Лучше расскажите, как видите и понимаете  эту ситуацию вы; поясните, что вызывает у вас сомнения; поищите вместе другие варианты, подходы к решению  вопроса, обращаясь при этом к  пусть небольшому, но собственному опыту молодого человека.

Разговаривая  с ребенком, важно избегать наставительного  тона! Часто именно интонация, а не содержание ваших высказываний вызывает сопротивление и неприятие у  подростка. В основе вашего диалога  с ребенком должно лежать уважительное отношение к нему.

И не ждите, чтобы ребенок немедленно согласился с вами, признал свою неправоту, будучи "раздавлен" неотразимостью вашей  логики и богатством жизненного опыта. Не повторяйте одни и те же доводы снова  и снова: это уже похоже на нравоучение  и будет вызывать только раздражение. Если ваши высказывания действительно убедительны и как-то соотносятся с личным опытом ребенка, то они постепенно "прорастут" и окажут свое действие.

Далее родители получили рекомендацию по литературе, которая поможет более глубинно разобраться в данном вопросе:

1. Грецов  А.Г. Выбираем профессию. Советы  практического психолога. - СПб., 2006.

2. Грецов  А. Г. 100 популярных профессий.  Психология успешной карьеры  для старшеклассников и студентов.  – СПб.: Питер, 2008.

3. Социальная  компетентность: учебн. пособ. для 10-11-х классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 351 с.

4. Шмидт  В. Р. Классные часы и беседы  по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М., 2005.

 

 

 

 


Информация о работе Отчет о прохождении практики