Отчет о прохождении практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:12, отчет по практике

Описание работы

Данная практика проходила на базе МОУ ЦППРК «Журавушка» Калининского района с 24.09.2012 по 21.10.2012 года. Центр «Журавушка» создан в 1996 году. В Центре открыта и успешно функционирует Гостиная, которая была открыта в 1997 году. Основными задачами Центра являются:
Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой помощи детям и подросткам.
Оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Работа содержит 1 файл

практика аня.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Отчет о прохождении практики

Место прохождения практики: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Журавушка» по социально-психологической и медико-педагогической реабилитации детей и подростков.

Сроки прохождения практики: с 24 сентября 2012г по 10 октября 2012 г.

Педагог-психолог:  Строчко Ю.И.

Во время  прохождения практики в данном учреждении, я ознакомилась со всеми направлениями деятельности педагога-психолога и воспитателя. Мною были просмотрены групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия педагога-психолога, воспитательные занятия воспитателей Гостиной, их совместные действия в процессе обучения детей. Также была ознакомлена с документацией: перспективный и календарно-тематический планы психолога,  информационная карта психолога (досье). Наблюдала за диагностической, консультативной, коррекционной работой психолога.

Данная практика проходила на базе МОУ ЦППРК «Журавушка» Калининского района с 24.09.2012 по 21.10.2012 года. Центр «Журавушка» создан в 1996 году. В Центре открыта и успешно функционирует Гостиная, которая была открыта в 1997 году. Основными задачами Центра являются:

    • Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
    • Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой помощи детям и подросткам.
    • Оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
    • Своевременное выявление детей и подростков «группы риска».
    • Психологическая помощь детям, подвергшимся любым формам психического и физического насилия.

Основными направлениями  деятельности Центра являются:

  • Диагностика психического уровня. Физического развития и отклонений в поведении детей.
  • Организация коррекционно- развивающего и компенсирующего обучения.
  • Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
  • Оказание помощи обучающимся  в профориентации.
  • Оказание методической помощи педагогам и родителям по вопросам воспитания детей.

 

У подавляющего большинства детей, поступающих в центр, встречаются психические нарушения различной тяжести: задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция, органическое поражение мозга и др. В основном осуществляется работа по ликвидации отставания детей в развитии, коррекция нарушений эмоционально- волевой сферы и родительско- детских отношений. В работе используются как диагностические методики: опросники, проективные методики, анкеты, так и психокоррекционные методики: индивидуальная и групповая психотерапия, консультирование, групповые занятия. С детьми проводятся сюжетно- ролевые и развивающие игры, коррекционные занятия, обучающие нормам поведения в коллективе.

Педагоги- психологи имеют отдельный кабинеты, разделенные на две зоны: рабочую и игровую. В игровой имеется ящик с песком, игровой материал, развивающие игры. В рабочей находится необходимый инструментарий для работы: диагностические папки для исследования познавательной сферы, исследования эмоционально- волевой сферы и родительско- детских отношений; программы групповых занятий, методическая литература. Работа педагога- психолога строится по 6 направлениям:

  1. Диагностическая.
  2. Коррекционная.
  3. Просветительская.
  4. Экспертная.
  5. Методическая.
  6. Консультативная.

 

Особенно меня заинтересовало консультативное направление и просветительская работа. Мне удалось присутствовать на первичном приеме, на нескольких приемах разных клиентов (с их разрешения), а также самой попробовать себя в роли консультирующего психолога. В основном работу вела со старшими школьниками (15-16 лет) по вопросу профориентирования.

Во время прохождения  практики просмотрела 5 коррекционных  занятий. Из них 2 индивидуальных и 3 групповых.  Самостоятельно провела 3 групповых  занятия (тестирование):

+ Методика «Интроверт или экстраверт» Г Айзенка в модификации Т.В.Матолиной.

+ Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО) для выявления доминирующего типа профессии.

+ Анкета «Особенности профессионального самоопределения»

Все специалисты  центра (педагоги-психологи, логопед, детский  психиатр, врач-невролог, воспитатели Гостиной и т.д) взаимодействуют между собой и родителями. Это способствует  более эффективной организации всего коррекционного процесса. Очень порадовало, что это активные, инициативные люди, стремящиеся сделать как можно больше полезного для детей, сотрудников и окружающей нас реальности в целом. Будто одна большая дружная семья-команда.

Помимо  групповых занятий, мною проведено родительское собрание «Роль родителей в процессе выбора профессии ребенком». Родительское собрание было проведено для родителей подростков, посещающих центр. Я рассказала родителям особенности детей данного возраста, те сложности, которые возникают в эмоциональном и учебном плане. Как родителям правильно устанавливать контакт с ребятами, как разрешать конфликтные отношения.

Эта практика имеет  большое значение для моего становления  как специалиста. Если работа психолога  в дошкольном учреждении и школьного  психолога несколько схожи, то работа психолога в психологическом  центре для меня была нечто новым. Помимо диагностики и коррекции, я наглядно увидела, как проводится консультация, которую прежде мы изучали лишь в теории. Кроме того, особенно заинтересовали кабинеты психологов. В них (в отличие от тех кабинетов, что мы видели прежде), существуют три зоны: рабочая, консультативная, игровая. Каждая из этих зон имеет свои атрибуты, правила расстановки и т.п. Эти нюансы мы изучали на лекциях, но я прежде никогда не сталкивалась с ними в реальности и не задумывалась об этом серьезно.

В целом практика мне понравилась: узнала очень много нового, закрепила уже известное. Более подробно изучила вопрос профориентологии, данное исследование поможет мне в моей курсовой работе на тему «Взаимосвязь типа личности и выбора профессии подростка ».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

3

Глава I. Теоретический анализ проблемы личности подростка и профессионального самоопределения.

6

1.1. Теоретический  анализ проблемы личности в  зарубежной и отечественной психологии

6

1.2. Особенности профессионального самоопределения.

12

Выводы по первой главе

23

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа личности подростка и профессионального самоопределения

25

2.1. Организация  и методы психологического исследования

25

2.2. Анализ результатов   исследования

28

Выводы по второй главе

37

Заключение 

39

список  Литературы

41

Приложения

45


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования связана с тем, что одним из наиболее ответственных шагов в жизни каждого человека является выбор профессии. От правильности выбранного пути зависит дальнейшая судьба человека. Известно, что юность - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Сделать правильный выбор профессии – значит найти  профессию, которая, интересна и  привлекательна, доступна и посильна, пользующаяся спросом на рынке труда.

Мир профессий  очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В подростковом  возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый  расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Выбирая профессию, молодежь сталкивается и с затруднениями  личного порядка. Молодые люди, вступающие в жизнь, по ряду причин (широта способностей и склонностей, отсутствие психологических знаний, неумение анализировать) не всегда в состоянии дать объективную оценку своим способностям, а, следовательно, и правильно выбрать профессию.

Самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Выбор профессии - это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы как внутреннего, так и внешнего порядка. На мотивы выбора профессии целенаправленное влияние оказывает школа, семья, общественные организации, литература, искусство и многое другое.

Важную роль в процессе профессионального самоопределение  занимают особенности личности подростка.

Подростковый  период является сензитивным периодом для становления личности, способствуя  интенсивному формированию у молодых людей мировоззрения, определяет характер жизненного пути. Это самостоятельную ценность, это средство самовыражения, открытие своего внутреннего мира, установления новых человеческих контактов, оказывающих огромное влияние на профессиональное самоопределение личности подростка.

Совокупность  этих актуальных вопросов определила цель нашего исследования.

Цель  исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии подростками.

Объект  исследования: личность подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь типа личности  и профессионального самоопределения подростков.

Гипотеза: мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями типа личности и профессиональным самоопределением подростков.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблемам личности и профессионального самоопределения подростка.
  2. Изучить особенности личности подростков.
  3. Изучить профессиональное самоопределение подростков.
  4. Выявить взаимосвязь особенностей личности и профессионального самоопределения подростков.

Поставленная цель, задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор комплекса методов:

I. Теоретические методы: анализ литературы по теме исследования.

II. Эмпирические методы: тестирование. В работе использованы методики:

  1. Методика «Интроверт или экстраверт» Г Айзенка в модификации Т.В.Матолиной.
  2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО) для выявления доминирующего типа профессии.
  3. Анкета «Особенности профессионального самоопределения».

III. Методы математической обработки данных: критерий Пирсона.

Эмпирическая  база: средняя образовательная школа № 55 г. Уфы. Респондентами являлись учащиеся 9 класса (15-16 лет), всего 30 человек. Эмпирическое исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2012 года.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, списка литературы, включающего 41 источник, 8 приложений.

 

Конспект  родительского собрания на тему:

«Роль родителей в  процессе выбора профессии ребенком»

Для всех очевидно, что профессиональный выбор  в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение  молодого человека. Он еще не готов  в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей.

Информация о работе Отчет о прохождении практики