Отценка школьной мотивации учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
Попытаться определить отношение детей к школе.
Определить мотивацию школьной деятельности.
Определить причину негативного отношения.

Содержание

Введение……………………………………………..........................3
Глава I Основные мотивы школьной мотивации участников…….4
Глава II Отношения детей к школе и их причины………………10
Заключение………………………………………………………….13
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Научная работа.docx

— 792.98 Кб (Скачать)

Общественные  науки: обществознание 

ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 

Мавзутова Гузель 

МОУ СОШ №31, 11 класс,

Г.Набережные Челны

ГДТДиМ, НОУ «Обществоведы»

Научный руководитель

Хабитова  И.Х.,учитель истории  и обществознания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Набережные Челны

2011

Содержание.

  1. Введение……………………………………………..........................3
  2. Глава I Основные мотивы школьной мотивации участников…….4
  3. Глава II  Отношения детей к школе и их причины………………10
  4. Заключение………………………………………………………….13
  5. Список литературы………………………………………………...14
  6. Приложение…………………………………………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Учителя нередко сталкиваются с проблемой  отсутствия у старшеклассников желания учиться, нестойкостью их интересов к различным учебным предметам. Подобного рода трудности в работе с учащимися связаны с рядом обстоятельств стилем работы учителя, отсутствием индивидуального подхода к учащимся и т. д. Важный аспект данной проблемы — мотивация учения, непосредственно связанная с формированием внутренней заинтересованности учащихся в учении, познании. Сложившаяся у старшеклассников мотивация учения в будущем может способствовать или препятствовать дальнейшему саморазвитию, самообразованию человека. Целью моей работы является определить отношение детей к школе и выяснить причины этого отношения.

Задачи:

  1. Попытаться определить отношение детей к школе.
  2. Определить мотивацию школьной деятельности.
  3. Определить причину негативного отношения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 

  Глава 1.

  Основные  мотивы школьной мотивации  участников.

  Психологами выделены два основных плана мотивов, побуждающих учебную деятельность школьников: широкие социальные мотивы, связанные с много образными  отношениями школьника к окружающей его действительности, и так называемые познавательные интересы, порождаемые  непосредственно самой учебной  деятельностью, ее содержанием и  процессом выполнения. Под мотивом  понимается то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена. Конкретное содержание мотивов учения и их роли в учебной деятельности школьника на протяжении всего периода  обучения в школе изменяется в  зависимости от возраста детей. В  данном разделе представлены новые  данные, полученные при изучении мотивов  учения современных старшеклассников. Для оценки школьной мотивации учащихся была взята скрининговая оценка уровня школьной мотивации учащихся1. Были получены следующие данные (Приложение 1):

  1. У 5% опрошенных учеников наблюдается высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. У 5% хорошая школьная мотивация. Обычно подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. У 35% положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. У 20% - низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. У 35%- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья.
 

  По  данным опроса на сайте 5uglov.ru.mht более 80% опрошенных отвечали, что им не нравятся люди. 20% утверждали, что им не нравится сама школьная обстановка: парты, стулья, учительский стол, доска - все вызывало неприязнь. У многих один только вид здания школы уже вызывал на лице плохо скрываемые недовольные эмоции. У многих эти вещи ассоциировались со школьным временем, которое почти стерлось из памяти, но вид парт, досок и рекреаций заставил проснуться клетки мозга, в которых запечатлелся полученный когда-то негатив.

  Второй  вопрос был не менее трудным. Кто  же является источником отрицательных  школьных эмоций ученики или учителя? Оказалось, что многие, винят учеников, причем, в первую очередь, часто винят тех одноклассников, кто мешал учиться, или наоборот не помогал. Реже говорят о потерянных или приобретенных в школе друзьях. Предаваясь воспоминаниям, рассказывают о каких-то моментах, случившихся на перемене, но никак не на уроке. Понятно, что урок для многих весьма стрессовая ситуация. Ведь учитель может устроить контрольную или проверочную, вызвать к доске, сделать резкое замечание или так плохо объяснить новый материал, что ты ничего не поймешь и, если тебя спросят, то в журнале напротив твоей фамилии гарантированно будет стоять красивая двойка. Не море, а целый океан моментов, способных вызвать стресс!

  В зависимости от представленности, в  высказываниях учащихся мотивов  учения, связанных с настоящим  и будущим, мы выделили три группы старшеклассников: I — учащиеся, в  высказываниях которых преобладают  мотивы учения, обращенные к настоящему (43,8%). II — учащиеся, в высказываниях  которых преобладают мотивы учения, связанные с планами на будущее (18,7%). III — учащиеся, в высказываниях  которых мотивы учения, связанные  с настоящим или будущим, представлены практически поровну (37,5%). Полученные данные свидетельствуют, что значительная часть старшеклассников воспринимают свою учебу в школе с позиции  настоящего, либо побудительная сила настоящего и будущего одинакова, и  лишь небольшая часть старшеклассников рассматривают свой сегодняшний день в школе с точки зрения будущего. 2 (Приложение 2)

Образ  старшеклассников и самоуважение, прежде всего, зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношения  с окружающими. Основная сфера их деятельности по-прежнему — учеба. В школе, и в рамках школы удовлетворение этой потребности осуществляется легче за счет достижения очевидных для окружающих успехов в различных областях школьной действительности, нежели путем трудной, мучительной работы над собой, результаты которой еще и не сразу заметны со стороны, хотя, безусловно, имеют большую ценность для формирования личности старшеклассника, чем отдельные частные успехи. По-видимому, именно этим объясняется столь высокая значимость мотива самоутверждения в старшем школьном возрасте.

     На  третьем по значимости месте для  старшеклассников находятся два  мотива: познавательный и мотив общения  с взрослыми. Познавательная мотивация  учащихся старших классов характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после  окончания средней школы. В этой связи учебные интересы школьников начинают опосредоваться профилем выбранного вуза: нужными они считают лишь те учебные предметы, которые соответствуют  их личным интересам, а остальные  расценивают, как пустую трату сил  и времени. (Мне интересны только те предметы, которые пригодятся практически. Остальные нужны для общего развития. Было бы лучше, если бы в старших  классах уделялось большее внимание наукам, которые понадобятся в  будущем).

     Концентрируя  свое внимание на определенных предметах, старшеклассники начинают придавать  значение не только их содержательной стороне, но и качеству преподавания и личности учителя. Возникает желание  поговорить с учителем по поводу различных  проблем, выходящих за рамки школьной программы, более ценной становится и получаемая от учителя информация на уроке (Интересно, когда объясняют  не по учебнику, это и так можно  прочитать дома, а привлекают дополнительный материал; Мне нравится, когда учитель  заставляет «шевелить мозгами»). По-видимому, в этом кроется причина равной значимости рассматриваемых двух категорий  мотивов учения.  

     Следующее по значению место занимают так называемые узкопрактические мотивы и мотивы общения  со сверстниками в школе. Узкопрактическими  мы условно назвали категорию  мотивов, связанных с отношением старшеклассников к школе как  к средству перехода во взрослую жизнь (Надо получить хороший аттестат; Без  аттестата никуда не поступишь; Не кончив 11 классов, не устроишься на хорошую работу). Их побудительная сила проявляется в том, что, по мнению учащихся, для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам и т. п.

     В старшем школьном возрасте познавательные мотивы, связанные с наличием интереса к учебным предметам, к самому процессу учебной работы, начинают опосредоваться формирующимися у школьников представлениями о своей будущей  профессии, выбором пути овладения  этой профессией и в конечном итоге  спецификой того или иного учебного заведения, в которое выпускник  школы предполагает поступить. С  этой точки зрения учитель начинает оцениваться старшеклассниками  не просто как хороший или плохой (как это бывает в младших и  средних классах), а как человек, способный или не способный дать своим ученикам знания, необходимые  для достижения поставленной ими  цели. Возрастает ценность общения  с учителем, важными для учеников становятся и используемые им способы  подачи учебного материала.

     Таким образом, познавательные мотивы и мотивы общения с учителем оказываются  взаимосвязанными. В X классе в этот узел вплетаются и мотивы саморазвития. Стремление старшеклассников к выработке  у себя тех или иных личностных качеств также начинает опосредоваться имеющимися у них планами на будущее. По высказываниям учащихся, наибольшее значение приобретают такие качества, как воля, собранность, способность  мобилизоваться в нужный момент, умение не теряться в трудной ситуации и  т. п.,— важные, с их точки зрения, условия успешного преодоления  стоящих перед ними трудностей именно учебного порядка. Роль этих качеств личности для любых других жизненных ситуаций практически не рассматривается школьниками.

  Исходя  из сказанного, можно отметить, что  в старшем школьном возрасте наибольшее значение среди всех выделенных нами мотивов учения имеют мотивы самоутверждения  и саморазвития. Это связано с  высокой потребностью учащихся данного  возраста в самоуважении, с испытываемой ими неуверенностью в себе, стремлением  утвердиться в глазах окружающих и своих собственных и приобрести определенные личностные качества, имеющие  ценность не только для сегодняшнего дня, но и для формирования личности в целом. (Приложение 3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2.

  Отношения детей к школе  и их причины

  Компания  КОМКОН опубликовал данные исследования New Generation, отражающие отношение к  школе детей и подростков от 7 до 15 лет.3

  Подавляющее большинство школьников старается  хорошо учиться, хотя прилежность падает по мере взросления. Учащиеся младших  классов проявляют большее рвение к учебе по сравнению со старшеклассниками.

  Несмотря  на высокий показатель старательности в учебе, доля школьников, получающих удовольствие от посещения занятий, существенно ниже для всех возрастных групп. В целом среди детей  от 7 до 15 лет с удовольствием ходят  в школу лишь 42% опрошенных. При  этом по мере взросления школьники  начинают посещать уроки с меньшим  энтузиазмом. Доля детей в возрасте от семи до девяти лет, с радостью посещающих школу, почти вдвое превышает  аналогичный показатель среди подростков 13–15 лет.

Форум первого канала, какой  у вас был или  есть любимый предмет  в школе?

Информация о работе Отценка школьной мотивации учащихся