Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, реферат
Нормативный кризис традиционно рассматривается как переход¬ный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребен¬ка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризи-са, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зача¬стую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожи¬дания рождения ребенка.
Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справи¬лись с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье.
Феноменология кризиса...............................................................................3
Мотивация беременности....................................................................4
1.Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, со¬провождающие период беременности.............................6
2. Отношение к ребенку внутри себя....................................................8
3. Отношение к окружающему миру....................................................9
Диагностика..................................................................................................12
Психологическая помощь..........................................................................15
Этапы психологической помощи.........................................................15
Список литературы....................................................................................18
Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. По сути, триангуляция имеет место уже в период беременности, так как еще не рожденный ребенок имплицитно присутствует в семье.
Понятие «треугольник» было впервые введено М. Боуэном и в настоящее время широко используется в психологии и психотерапии семьи. Треугольники — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Существует предположение о том, что взаимоотношения любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Чем ближе друг другу двое людей, входящих в треугольник, тем больше дистанция между ними и третьим участником данной структуры. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В то же время роль отца очень важна для существования диады «мать—ребенок». Она заключается в том, что он может периодически брать на себя функции ухаживающего объекта, позволяя матери на время дистанцироваться от ребенка и отдохнуть от интенсивных отношений с ним. Таким образом, он на время становится «символической матерью жены» [7]
В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» [7]и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше таким образом отдаляясь от семьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по уходу за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Результатом, как правило, становится усиление концентрации супруги на ребенке, что провоцирует новую волну дистанцирования мужа. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между родителями. Однако подобные циркулярные процессы могут привести к эмоциональному разрыву как дисфункции супружеской пары.
В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не признавался либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто легализуется.
Одним из обстоятельств, которое осложняет протекание данного нормативного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее возникновения могут служить:
А. Кемпински (2002) выделяет следующие формы послеродовой депрессии: О неврастеническая, проявляющаяся в замученности, раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либо увеличении веса женщины;
Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в уход за ребенком как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему в этот период.
Диагностика
Обращение в психологическую консультацию супружеской пары, ожидающей появления ребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возникающими у женщины в период беременности. Подтверждением того, что женщине необходима психологическая поддержка, может служить ряд факторов:
Для диагностики данных параметров могут быть использованы следующие
методики:
При обращении
за психологической помощью
Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью следующих методик:
Психологическая помощь
Обращение супругов за психологической помощью в этот кризисный период, как правило, связано с неблагоприятным психоэмоциональным фоном протекания беременности и психологическими трудностями, возникающими после рождения ребенка.
В медицинской и психологической литературе в настоящее время имеется достаточное количество практических разработок, связанных с подготовкой к родам и послеродовым периодом. Нам представляется целесообразным рассмотреть особенности оказания психологической помощи семье на различных этапах: до принятия решения иметь ребенка, во время беременности и после рождения ребенка.
Психологическая помощь супругам в принятии решения иметь ребенка
Чаще всего по вопросу принятия решения иметь ребенка обращается один из супругов (как правило, женщина). Обычно этот факт связан с разногласиями в супружеской паре относительно планирования рождения ребенка, с сомнениями одного из супругов, страхами и тревогами, обусловленными неготовностью к родительству. В таком случае рекомендуется пригласить второго партнера на совместную консультацию.
Этапы психологической помощи:
1. Обеспечение благоприятной психологической атмосферы и создание диалогического пространства для супругов.
2. Прояснение желаний и опасений каждого из партнеров, связанных с планированием рождения ребенка.
3. Выявление мотивации желания (нежелания) партнеров иметь ребенка.
4. Фасилитация переговоров, направленная на принятие решения, которое удовлетворило бы обоих партнеров.
Психологическая помощь женщине в период беременности
Работа психолога-консультанта должна быть сфокусирована на следующих моментах:
Беременной женщине может
быть рекомендовано посещение
При выявлении признаков послеродовой депрессии целесообразной является работа психолога в команде с врачом и психиатром.
При обращении за психологической
помощью молодых родителей
Психологическая помощь родительской подсистеме в принятии новых ролей отца и матери
Работа психолога-консультанта направлена на:
в ней;