Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Нормативный кризис традиционно рассматривается как переход¬ный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребен¬ка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризи-са, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зача¬стую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожи¬дания рождения ребенка.
Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справи¬лись с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье.

Содержание

Феноменология кризиса...............................................................................3
Мотивация беременности....................................................................4
1.Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, со¬провождающие период беременности.............................6
2. Отношение к ребенку внутри себя....................................................8
3. Отношение к окружающему миру....................................................9
Диагностика..................................................................................................12
Психологическая помощь..........................................................................15
Этапы психологической помощи.........................................................15
Список литературы....................................................................................18

Работа содержит 1 файл

сброс.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

Факт рождения ребенка  обозначает переход диадических  отношений в семье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. По сути, триангуляция имеет место уже в период беременности, так как еще не рожденный ребенок имплицитно присутствует в семье.

Понятие «треугольник» было впервые введено М. Боуэном и  в настоящее время широко используется в психологии и психотерапии семьи. Треугольники — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Существует предположение о том, что взаимоотношения любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Чем ближе друг другу двое людей, входящих в треугольник, тем больше дистанция между ними и третьим участником данной структуры. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В то же время роль отца очень важна для существования диады «мать—ребенок». Она заключается в том, что он может периодически брать на себя функции ухаживающего объекта, позволяя матери на время дистанцироваться от ребенка и отдохнуть от интенсивных отношений с ним. Таким образом, он на время становится «символической матерью жены» [7]

В этот период отец может  почувствовать себя исключенным  из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» [7]и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше таким образом отдаляясь от семьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по уходу за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Результатом, как правило, становится усиление концентрации супруги на ребенке, что провоцирует новую волну дистанцирования мужа. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между родителями. Однако подобные циркулярные процессы могут привести к эмоциональному разрыву как дисфункции супружеской пары.

В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки  и дедушки; меняется интенсивность  контактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не признавался либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто легализуется.

Одним из обстоятельств, которое  осложняет протекание данного нормативного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее возникновения могут служить:

    • особенности протекания беременности и родов;
    • наличие эндокринных нарушений; П токсикоз беременности;
    • физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том числе и психологическая неготовность к материнству;
    • нежелательная беременность;
    • нарушение полоролевой идентичности женщины;
    • недифференцированность от матери;
    • нарушение взаимоотношений с мужем;
    • профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением ребенка.

А. Кемпински (2002) выделяет следующие  формы послеродовой депрессии: О  неврастеническая, проявляющаяся в  замученности, раздражительности, ухудшении  умственных и физических способностей, потере либо увеличении веса женщины;

    • форма безразличия и апатии, где на первый план выступают ощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности в выполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохондрического характера;
    • форма тревоги и страха, связанная со страхом женщины не справиться с функциями матери, с навязчивыми мыслями, что с ребенком может что-то случиться или она может причинить ему зло.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в уход за ребенком как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему в этот период.

Диагностика

Обращение в психологическую  консультацию супружеской пары, ожидающей  появления ребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возникающими у женщины в период беременности. Подтверждением того, что женщине необходима психологическая поддержка, может служить ряд факторов:

    • непринятие или игнорирование факта беременности;
    • негативное отношение к беременности и будущему ребенку;
    • ярко выраженные страхи и опасения за протекание беременности и здоровье будущего ребенка;
    • преобладающее депрессивное состояние или хронически сниженный эмоциональный фон настроения будущей матери;
    • «аутичное» состояние беременной, чрезмерная концентрация на переживаниях, связанных с ожиданием ребенка и, как следствие, дистанцирование от членов семьи и своего супруга;
    • послеродовая депрессия женщины.

Для диагностики данных параметров могут быть использованы следующие

методики:

    • определение типа переживания беременности — «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) (И. В. Добряков);
    • выявление представлений о будущем ребенке — проективные рисуночные методики;
    • определение валентности отношения к беременности, будущему ребенку, себе — методика «Цветовой тест отношений» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эт-кинд);
    • анализ общего психоэмоционального состояния беременной женщины — методика САН (самочувствие, активность, настроение) (В. А. Дос-кин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников);
    • диагностика депрессивных состояний — шкала определения уровня депрессии (В. Зунг, в адаптации Т. Н. Балашовой), методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров).

При обращении  за психологической помощью молодых  родителей особое внимание нужно обратить на следующие параметры семейной системы: сплоченность, внутренние и внешние границы семьи, ролевое взаимодействие. Данные аспекты второго нормативного кризиса семьи можно диагностировать на основании анализа беседы с супружеской парой и проведения диагностических процедур. Их маркерами выступают:

    • непринятие новых ролей (отца и матери) и связанных с ними обязательств;
    • снижение уровня сплоченности за счет дистанцирования супругов, обусловленного беременностью и концентрацией матери на ребенке;
    • рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом росте конфликтов, взаимных обидах и претензиях, в переживаниях собственного одиночества, ревности у одного из партнеров (чаще всего отца);
    • практически полное отсутствие контактов с членами родительских семей в этот период либо чрезмерное количество контактов с ними, что, в свою очередь, может грозить ситуацией «украденного материнства»;
    • дисфункция сексуальных отношений в супружеской паре.

Проверка терапевтических  гипотез может осуществляться с  помощью следующих методик:

    • анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн);
    • выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эй-демиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Ла-ви, в адаптации М. Перре);
    • анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова);
    • выявление уровня удовлетворенности браком — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко).

Психологическая помощь

Обращение супругов за психологической  помощью в этот кризисный период, как правило, связано с неблагоприятным психоэмоциональным фоном протекания беременности и психологическими трудностями, возникающими после рождения ребенка.

В медицинской и психологической  литературе в настоящее время  имеется достаточное количество практических разработок, связанных  с подготовкой к родам и  послеродовым периодом. Нам представляется целесообразным рассмотреть особенности оказания психологической помощи семье на различных этапах: до принятия решения иметь ребенка, во время беременности и после рождения ребенка.

Психологическая помощь супругам в принятии решения иметь ребенка

Чаще всего по вопросу  принятия решения иметь ребенка  обращается один из супругов (как правило, женщина). Обычно этот факт связан с  разногласиями в супружеской паре относительно планирования рождения ребенка, с сомнениями одного из супругов, страхами и тревогами, обусловленными неготовностью к родительству. В таком случае рекомендуется пригласить второго партнера на совместную консультацию.

Этапы психологической  помощи:

1. Обеспечение благоприятной психологической атмосферы и создание диалогического пространства для супругов.

2. Прояснение желаний и опасений каждого из партнеров, связанных с планированием рождения ребенка.

3. Выявление мотивации желания (нежелания) партнеров иметь ребенка.

4. Фасилитация переговоров, направленная на принятие решения, которое удовлетворило бы обоих партнеров.

 

Психологическая помощь женщине  в период беременности

Работа психолога-консультанта должна быть сфокусирована на следующих  моментах:

    • предоставление информации о возможных эмоциональных и поведенческих проявлениях, характерных для женщин, готовящихся стать матерью;
    • в случае выявления факта непринятия женщиной ее беременности — оказание поддержки в процессе обретения смысла данного события в ее жизни;
    • помощь в принятии изменяющегося телесного «Я» женщины;
    • коррекция страхов и опасений, связанных с ощущением ребенка внутри себя;
    • прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка, работа по формированию адекватного и позитивного образа ребенка;
    • помощь в выстраивании оптимальных отношений с ближайшим окружением;
    • помощь в осознании своих чувств и внутриличностных конфликтов, нахождение творческих способов адаптации к состоянию беременности и принятие ответственности за их реализацию.

Беременной женщине может  быть рекомендовано посещение специальных  групп по сопровождению беременности, где у нее будет возможность  овладеть навыками саморегуляции, техниками  релаксации, медитации, способствующими оптимальному протеканию беременности.

При выявлении признаков  послеродовой депрессии целесообразной является работа психолога в команде с врачом и психиатром.

При обращении за психологической  помощью молодых родителей следует  обратить внимание на изменения, происходящие в структуре семьи (сплоченность, внутренние и внешние границы семьи), ролевое взаимодействие. Психологическая помощь может оказываться по нескольким направлениям.

Психологическая помощь родительской подсистеме в принятии новых ролей  отца и матери

Работа психолога-консультанта направлена на:

    • выявление отношения супругов к произошедшим изменениям в семье;
    • изучение представлений супругов о новом образе семьи и своих ролях

в ней;

    • коррекцию системы ожиданий и притязаний в супружеской паре;
    • поддержку супругов в принятии новых ролей и переструктурировании внутренних границ семьи.

Информация о работе Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи