Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Нормативный кризис традиционно рассматривается как переход¬ный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребен¬ка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризи-са, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зача¬стую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожи¬дания рождения ребенка.
Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справи¬лись с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье.

Содержание

Феноменология кризиса...............................................................................3
Мотивация беременности....................................................................4
1.Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, со¬провождающие период беременности.............................6
2. Отношение к ребенку внутри себя....................................................8
3. Отношение к окружающему миру....................................................9
Диагностика..................................................................................................12
Психологическая помощь..........................................................................15
Этапы психологической помощи.........................................................15
Список литературы....................................................................................18

Работа содержит 1 файл

сброс.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

 

ОСВОЕНИЕ СУПРУГАМИ  РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ И ПРИНЯТИЕ ФАКТА  ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

 

Феноменология кризиса...............................................................................3

Мотивация беременности....................................................................4

1.Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, сопровождающие период беременности.............................6

2. Отношение к ребенку внутри себя....................................................8

3. Отношение к окружающему миру....................................................9

Диагностика..................................................................................................12

Психологическая помощь..........................................................................15

Этапы психологической  помощи.........................................................15

Список литературы....................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСВОЕНИЕ СУПРУГАМИ  РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ И ПРИНЯТИЕ ФАКТА  ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Семья начинается с детей. А. И. Герцен

 

Феноменология кризиса

Нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зачастую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.

Успешное прохождение  данного кризиса предполагает, что  супруги справились с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье. Пары, которым удалось достичь близости без существенного ущерба для автономии и успешно разрешить конфликты предыдущего этапа, с большей вероятностью безболезненно примут роли отца и матери.

Факторами, позволяющими быстрее  и легче освоить родительские роли, являются:

    • продолжительность периода ухаживания — не менее года и не более трех лет;
    • наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.

Если первый ребенок, вопреки  семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3-5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.

Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметь  детей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью  мотивов, часть из которых может  не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимодополняют друг друга на фоне доминирования одного из них. Часто мотивы женщины и мужчины оказываются различными, и нередко супруги об этом узнают лишь на приеме у психолога. При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам[1]

 

Мотивация беременности

 

Конструктивные  мотивы беременности

Деструктивные мотивы беременности

Стремление дать жизнь  другому человеку со всей его уникальностью  и неповторимостью

Стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные  планы, мечты и стремления матери.

Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий  человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»).

Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить»)

Беременность как способ принадлежать семейной системе(«в нашей семье все женщины рожали первого ребенка в 22 года»)'

Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как  все», «возраст вынуждает», «родители  хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел  ребенка» и др.)

Беременность как выражение  обоюдного желания супругов иметь  ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»)

Беременность как способ сохранения отношений и удержания  супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его  уход из семьи» и др.)

Стремление быть матерью  как результат психофизиологической готовности женщины к материнству(«хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства» и др.)

Беременность как способ достижения псевдодифференциации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»). Беременность как способ легализации брака («вынудить родителей смириться с браком»)

 

Материальные мотивы («улучшить  жилплощадь», «приобрести статус многодетной семьи и получить льготы» и др.)

 

Беременность ради сохранения собственного здоровья («аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после  аборта не смогу иметь детей», «беременность  омолаживает организм»)

 

Беременность как отказ  от прошлого, как символ нового этапа  в жизни женщины или как  способ перечеркнуть «бурное» прошлое.


 

Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений  и, по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обусловливает психоэмоциональное состояние будущей матери и, соответственно, оказывает влияние на развитие плода.

С целью прогнозирования  отклонения от адекватного материнского поведения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка, разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности. Разные авторы предлагают схожие классификации типов (стилей) переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфориче-ский, тревожный, депрессивный [2]адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий[3] В данном учебном пособии более подробно представлена типология переживания беременности и методика для ее диагностики, разработанные И. В. Добряковым. Все типы отношений к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической коррекции.

Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный  кризис, стресс, поворотный пункт или  болезнь. Беременность, особенно первая, — это кризисный момент, связанный с формированием женской идентичности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.

Биологические и нейроэндокринные изменения, происходящие в организме беременной женщины, приводят к особому типу психологического стресса, характеризующегося рядом переживаний, сопровождающих беременность. Решение о необходимости оказания будущей матери психологической помощи принимается в зависимости от их характера и степени выраженности. Нормативные переживания, сопровождающие беременность, могут изменяться под воздействием факторов, оказывающих негативное влияние на ее протекание и состояние будущей матери и ребенка. Их можно объединить в три группы:

/. Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, сопровождающие период беременности.

Эта группа переживаний связана  с естественным изменением восприятия себя как на телесном, физиологическом, так и на психологическом уровне.

В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизнен-ных  приоритетов, переориентация в плане  выполняемых социальных ролей и  взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации. Если женщина не принимает свое новое состояние, это может вызвать у нее ряд болезненных переживаний (появление страхов, тревог и опасений). Для коррекции этого состояния часто необходима специальная психологическая поддержка.

Наиболее оптимальным  вариантом является принятие факта  беременности на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Понимание факта своей беременности не всегда сопровождается эмоциональным  принятием данного события и изменениями в поведении. Это может выражаться в негативном отношении к беременности (эмоциональный уровень), сокрытии данного факта, а также поддержании прежнего образа жизни (поведенческий уровень). Беременная женщина может игнорировать происходящие с ней изменения и продолжать взаимодействовать с окружающей действительностью так же, как до беременности (носить узкую стесняющую одежду, не изменять режим работы, отдыха, питания, не отказываться от вредных привычек и т. д.). В этом случае она не успевает подготовиться к изменениям и принять факт своей беременности.

Восприятие себя в новом  образе, статусе и роли опосредуется для будущей матери постоянно  существующим в этот период знанием  о своей беременности и ощущением ребенка внутри себя. С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины обнаруживается в различной степени выраженное амбивалентное отношение к беременности. Оно проявляется в наличии противоречивых аффектов, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда доходящих до паники. Может возникать неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью. Возможны страхи за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личной свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности.

К данной группе переживаний  можно также отнести симптом  эмоциональной лабильности [4] который в той или иной мере присущ всему периоду беременности. Он характеризуется эмоциональной дезадаптивностью, проявляющейся в колебаниях фона настроения — от ощущения скуки, медлительности, заторможенности до угнетенности и возрастающего недовольства собой. У одних женщин может возникать ощущение высшей удовлетворенности, у других, наоборот, возрастает пассивность, отмечается легкая депрессия.

В случае чрезмерной выраженности данных переживаний и усиления негативной симптоматики беременной женщине требуется оказание психологической помощи.

2. Отношение к ребенку внутри себя.

Ощущения внутренних движений ребенка позволяют беременной женщине окончательно принять факт ее материнства. В этот период у нее формируется отношение к ребенку как к отдельному существу, возникает внутренний диалог с ним, начинает складываться его образ. В норме этот период окрашен в теплые эмоциональные тона.

Непринятие новой жизни  в себе сопровождается негативным отношением к движениям ребенка, раздражением, желанием, чтобы «все это поскорее закончилось», отсутствием внутреннего диалога с ребенком либо его наполненностью агрессивными посланиями. Могут возникнуть фантазии, что внутри собственного тела «поселилось некое опасное существо», «паразит, который сосет из женщины соки, делает ее некрасивой, разрушает, обессиливает» (в практике авторов встречались клиентки, у которых возникали образы «чужого», «монстра», сопровождающиеся страхами собственной смерти при рождении ребенка). Нередки случаи, когда появляются агрессивные чувства по отношению к мужу как к «виновнику» произошедшего.

Фантазии и ожидания матери во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к родившемуся ребенку. Ощущения и настроения, сопровождающие телесные изменения при беременности, способствуют регрессии и дают беременной женщине шанс разрешить прежние и текущие конфликты между ней и ее матерью, а также интегрировать свои фантазии в оформленное представление о ребенке. Беременность представляет собой кульминацию желаний, зародившихся еще в раннем детстве, а также подтверждает идентификацию с матерью. Возрождаются амбивалентность и конфликты ранних этапов собственного развития будущей матери. То, в какой степени женщина способна разрешить конфликты периода детства и интегрировать ранние желания и фантазии, оказывает большое влияние на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку и ее обращение с ним [5]

3. Отношение к окружающему миру.

В период беременности женщины  отличаются повышенным вниманием к  своему внутреннему миру, переживаниям и ощущениям (так называемая «эгоцентрическая ориентация беременных»). Параллельно с этим снижается значимость событий внешнего мира, изменяется восприятие действительности, привычного окружения. В некоторых случаях возникает ощущение покинутости, одиночества, недоверие к окружающим людям.

Связь беременной женщины  с ребенком часто обусловливает  ее регрессию. Будущая мама может  стать капризной, требовательной, чрезмерно  сентиментальной, ранимой в отношениях с мужем и другими членами семьи. В связи с этим возникает необходимость особого внимания и заботы со стороны супруга и родственников.

Рождение нового члена  семьи является кризисным событием, которое дестабилизирует семейную систему и может привести к ряду трудностей. С появлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущей стадии. Изменяется состав семейных подсистем, возникают новые аспекты отношений с родственниками. Все это для некоторых членов семьи выступает источником болезненных переживаний. По словам С. Минухина, рождение ребенка знаменует появление в семье новой диссипативной (упорядочивающей) структуры. Это неизменно приводит к переструктурированию супружеского холона (супружеской подсистемы) и нередко ставит под угрозу существование всей семьи [6]

Информация о работе Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи