Особенности взаимодействия в команде

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что взаимодействие в команде представляет собой процесс, в котором люди взаимодействуют и реагируют на действия других. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Также рассмотрено, как типы общение в коллективе связаны с деятельностью команды. В команде способы распределения власти тесно связаны со способами коммуникации. В больших группах обычно центром коммуникации является лидер. Способен ли он создать нормальное общение между членами команды? Была описана проблема лидерства к рабочей группе и роль руководителя в команде. Всё сказанное выше позволяет сделать вывод, что особенности взаимодействия и органического общения в команде, их единства, с деятельностью, разработаны в отечественной профессиональной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении данного явления.

Содержание

Введение………………………………………………………………… …2
Социально-психологические особенности команды…………… ………3
Проблема профессиональной зрелости команды…….…………………..3
Типы взаимоотношений в коллективе……………………………………4
Морально-психологический климат и его динамика……………………5
Классификация психотипов личностей в команде………………………6
Проблема лидерства……………………………………………………….8
Роль руководителя в становлении команды……………………………..9
Заключение………………………………………………………………..11
Список используемых источников………………………………………12

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Потребность в формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.

Любой неформальный лидер  обладает личностным притяжением, которое  проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя – вожака:

  1. физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;
  2. личностные качества – приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
  3. интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
  4. способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером (“делай, как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

Лидеры есть в любом  коллективе и заслуживают особого  внимания, так как именно они активно  влияют на морально-психологический  климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.

 

Роль руководителя в становлении команды

 

Неформальные отношения  между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен прежде всего знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом.

К типичным ошибкам относятся случаи, когда:

  • руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера;
  • “зациклен” на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине;
  • ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;
  • постоянно проповедует свои замыслы;
  • не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;
  • увлекается бумагочетством;
  • малодоступен территориально и во времени;
  • не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу.

Успех неформальных отношений  с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.

Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что “сильный никогда не унижает” и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа “лентяй”, “бездельник”, “тупица” и т.д.

Если подчиненный ошибся и совершил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при  этом заденет его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при  разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.

Важно помнить, что уважают  только тех руководителей, которые  хвалят всех, а выговаривают с глазу  на глаз; никогда не жалуются на своих  сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки.

Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять  ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относится ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству, вне зависимости от их возраста.

Недопустимо читать нотации  и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать “своим” среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет не эффективен.

Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы.

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что взаимодействие в команде представляет собой  процесс, в котором люди взаимодействуют и реагируют на действия других. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Также рассмотрено, как типы общение в коллективе связаны с деятельностью команды. В команде способы распределения власти тесно связаны со способами коммуникации. В больших группах обычно центром коммуникации является лидер. Способен ли он создать нормальное общение между членами команды? Была описана проблема лидерства к рабочей группе и роль руководителя в команде. Всё сказанное выше позволяет сделать вывод, что особенности взаимодействия и органического общения в команде, их единства, с деятельностью, разработаны в отечественной профессиональной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении данного явления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

    1. Розанова В.А. «Психология управления», 2000 г.
    2. Кочеткова А.И. «Психологические основы современного управления персоналом», 1999 г.
    3. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения», 2002г.
    4. Столяренко Л.Д., "Основы психологии" М., 1997.
    5. Н.В.Гришина, "Общение в трудовом коллективе" Лениздат., 2001г.



Информация о работе Особенности взаимодействия в команде