Особенности восприятия детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть способы формирования пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
Задачи:
• Охарактеризовать психолого-педагогический аспект в диагностике детей с нарушением зрения;
• Дать анализ познавательной деятельности детей с нарушением зрения;

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.……………………………………………………………………
2. Познавательная деятельность детей с нарушением зрения……………………………………………………………………
3.. Нарушение зрения у детей…………………………………………….
4. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения.……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Библиографический список литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

особенности восприятия детей с нарушением зрения.docx

— 30.18 Кб (Скачать)

     Зрение  детей от момента рождения до трех месяцев находится в пределах от 0,005 до 0,015 и постепенно возрастает примерно до 0,01-0,03. Такое слабое зрение ребенка объясняется тем, что сетчатка все ещё формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1.0) ещё вообще не образовалось. Такая зрительная система у взрослого человека считалась бы серьезным нарушением зрения, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Наибольшее внимание ребенка в этом возрасте привлекают лица окружающих, причем правильное восприятие глубины пространства у ребенка ещё отсутствует. Ближе к концу трехмесячного возраста ребенок начинает делать первые попытки достать какой-нибудь предмет. Зрение ребенка быстро прогрессирует и его внимание начинают привлекать и движущиеся объекты. [34, стр.17]

     Зрение  детей от четырех месяцев до полугода продолжает повышаться до 0.1-0.4. Если оба  глаза видят одно и то же, то стереоскопичность  зрения достигает почти взрослого  уровня. Попытки достать что-либо все чаще достигают успеха, ребенок  также довольно легко следит за движущимися  объектами. При нарушении стереоскопичности  зрения у ребенка начинает развиваться  амблиопия.

     Зрение  детей от семи месяцев до года увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать глазки на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа. [37, стр.44]

     Зрение  детей в возрасте от года до двух закрепляется в пределах 0.3-0.6. Глаза  легко переходят с одного предмета на другой и с любопытством их изучают. Достигается почти полная согласованость движений глаз и рук.  

 

      4. Формирование пространственных  представлений у  детей с

     нарушением  зрения 

     Не  имея навыков ориентирования в пространстве, нарушается нормальная полноценная  связь между слепыми и средой. Последнее, может выразиться в своеобразии  проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих  реакций, отношений, познавательной и  двигательной деятельности. Неудовлетворенная  потребность в познании отрицательно влияет на и физическое состояние  таких детей. Они часто теряют интерес к происходящему, самосовершенствованию, становятся безучастными к событиям, проявляют двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых - проблема и психологическая.

     Актуальность  этой проблемы заключается и в  том, что самостоятельное передвижение является основой социальной самостоятельности  для слепых ребят. Потеря независимости  при передвижении - самая большая  потеря из всех потерь слепого ребенка  в плане. Именно через потерю самостоятельности  при передвижении наши ребята начинают чувствовать свой дефект. Несмотря на значимость для слепых детей приобретения ими знаний, умений и навыков ориентировки в пространстве, данный предмет почти  во всех до недавнего времени находился  в роли пасынка. Многочисленные исследования (Л.И.Солнцева, Е.Б.Островская, В.А.Кручинин, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что  дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, не могут  овладевать навыками пространственного  ориентирования, а нуждаются в  систематическом обучении. [4, стр.47]

     Сейчас  почти во всех крупных городах  нашей страны есть специализированные детские сады, учебно-воспитательные комплексы (ясли — сад — начальная  школа), где работают специалисты (тифлопедагоги). Именно в такие учреждения направляют детей с нарушенным зрением врачи-офтальмологи.[4, стр.19]

     Общий девиз специализированных детсадов — «Лечимся играя». Занятия в них проводятся по специальной методике, позволяющей развивать зрительное восприятие детей, при этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка.

     Параллельно с коррекцией нарушенного зрения с детьми занимаются коррекцией нарушений  речи, осязания, развивают движения пальцев и кистей рук, обучают  определенным навыкам безопасности.[16, стр.28]

     Заключение 

     Слепые  дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

     Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации  слепоты за счет усиления функций  сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В  речевом общении с окружающими  в сознании слепого ребенка создаются  и укрепляются связи между  словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок  подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться  самостоятельно. Высокого развития у  слепых достигает память, т.к. им для  ориентировки в пространстве, общения  с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями.

 

      Библиографический список литературы: 

  1. Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
  2. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.
  3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  4. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
  5. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - №5.
  6. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.

Информация о работе Особенности восприятия детей с нарушением зрения