Особенности восприятия детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть способы формирования пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
Задачи:
• Охарактеризовать психолого-педагогический аспект в диагностике детей с нарушением зрения;
• Дать анализ познавательной деятельности детей с нарушением зрения;

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.……………………………………………………………………
2. Познавательная деятельность детей с нарушением зрения……………………………………………………………………
3.. Нарушение зрения у детей…………………………………………….
4. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения.……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Библиографический список литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

особенности восприятия детей с нарушением зрения.docx

— 30.18 Кб (Скачать)

     Содержание

  
  Введение……………………………………………………………….. 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.……………………………………………………………………      
5
2. Познавательная  деятельность детей с нарушением зрения……………………………………………………………………  
6
3.. Нарушение зрения у детей……………………………………………. 8
4. Формирование  пространственных представлений у  детей с нарушением зрения.……………………………………………………  
10
  Заключение………………………………………………………….. 11
  Библиографический список литературы…………………………. 13
     
     
     
     
 

   

     
 
 

 

      Введение 

     Перед обществом поставлена благородная  задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными  возможностями. В настоящее время  более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

     Все более широкое распространение  получает точка зрения, согласно которой  забота общества о лицах с ограниченными  возможностями является мерилом  его культурного и социального  развития, а также нравственного  здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

     "Лучше  один раз увидеть, чем сто  раз услышать" - гласит народная  мудрость. Зрение играет большую  роль в онтогенетическом развитии  человека. С помощью зрительного  анализатора осуществляется 90% восприятия  внешнего мира.

     В настоящее время процесс физического  воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблемы улучшения  показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с  нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях.

     Объект  – дети дошкольного возраста с  нарушение зрения.

     Предметом исследования являются особенности  пространственного восприятия детей  дошкольного возраста с нарушением зрения.

     Гипотеза  – Выявленные нами способы формирования пространственных представлений окажут существенную помощьпедагогам детского сада и родителям в работе с незрячими детьми.

     Цель  исследования - рассмотреть способы формирования пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения.

     Задачи:

  • Охарактеризовать психолого-педагогический аспект в диагностике детей с нарушением зрения;
  • Дать анализ познавательной деятельности детей с нарушением зрения;
  • Выявить особенности сенсорной сферы;
  • Проанализировать причины и виды нарушений зрения у детей;
  • Провести сравнительную характеристику особенностей пространственного нарушения между детьми с недостатком зрения и детей здоровых;
  • Рассмотреть формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения;
  • Проанализировать систему работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения.

     Современные знания об оптико – пространственных представлениях у дошкольникоа базируется на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневые иерархические строения. В функциональной системе дисграфии тесно связанны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых имеет особое значение для формирования определенных операций оптико–пространственных представлений. (Т.А.Алтухова, С.Ф.Иваненко, Л.С.Цветкова).  

 

      Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей  с

     нарушением  зрения 

     Диагностика и исследование детей с нарушениями  зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.

     Дети  с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную  группу как по характеристике состояния  их зрения, так и по происхождению  заболеваний и условиям социального  развития.

     Объектом  исследования является незрячий (слепой), слабовидящий ребенок, а также ребенок  с амблиопией и косоглазием.

     В настоящее время понятие «слепой» (незрячий) рассматривается с позиции  определения ведущей системы  анализаторов, на основе которой ведется  педагогический процесс. Поэтому к  слепым относятся две категории  детей: дети с визусом «О» и свето-ощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с коррекцией, обучение которых осуществляется на основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. [5, стр.18]

     Анализ  контингента детей с нарушениями  зрения показывает, что его изменения  имеют несколько тенденций, или  направлений.

     Первая  тенденция — существенное увеличение детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3 — 4% детей тотально слепые, 7%— со светоощущением, 10 % — с визусом выше 0,06.[19, стр.10]

     Вторая  тенденция — увеличение числа  сложных комплексных зрительных заболеваний. Только в отдельных  случаях имеются нарушения зрения, характеризующиеся единичным поражением зрительных функций. Материалы исследований дошкольников показывают, что у большинства из них имеется по два-три различных глазных заболевания, что свидетельствует о дальнейшем росте этой категории детей.

     Третьей тенденцией является увеличение числа  дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию, и среди них — связанных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).[19, стр.11]

     Так, зрительные нарушения у детей  дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными  явлениями органических поражений  ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д.

     Анализ  причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидения и  в 88 % случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер, более  чем в 30 % случаев они имеют  наследственные формы.

     При этом среди причин детской слепоты  четко прослеживается возрастание  частоты врожденных аномалий развития органа зрения. Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А. И. Каплан — в 75 %, Л. И. Кирилловой — в 91,3 %, А. В.Хватовой — в 92 % случаев у слабовидящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт. — в 84,2 % случаев.

     Врожденные  заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % из них — наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия  зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).[6, стр.24] 

     2.1 Познавательная деятельность 

     При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие  закономерности развития, характерные  для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника  можно отметить три характерные  особенности.

     Первая  заключается в некотором общем  отставании развития слепого ребенка  по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. [3, стр.21]

     Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрические  проблемы». [4, стр.74]

     Многие  педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем  сильнее связанная с ней психологическая  травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к  личной жизни». [5, стр.42]

     Вторая  особенность развития слепого ребенка  состоит в том, что периоды  развития слепых детей не совпадают  с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и  ребенок будет развиваться медленнее.

     Третьей особенностью развития слепого ребенка  является диспропорциональность. Она  проявляется в том, что функции  и стороны личности, которые менее  страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. [6, стр.57]

     При анализе истории развития ребенка  следует обратить особое внимание на его социальную зрелость, имеющую  огромное значение в процессе абилитации. Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации.

     Слепота теряет свои позиции перед широким  фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения. [12, стр.87]

     И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». [13, стр.28] А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих. [14, стр55]

     Прикасаясь  к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму  и т. д. «Зрячий избалован зрением  в деле познания формы, величины, положения  и передвижения окружающих его предметов; поэтому он не развивает драгоценной  способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому  вынужден, и у него чувствующая  рука является действительным заместителем видящего глаза». [15, стр.112]

     2.3 Нарушение зрения у детей 

     Зрительная  система младенца обладает определенными  врожденными навыками, но все равно  ребенка нужно учить видеть - так  же, как необходимо учить его говорить. Первые два года жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития зрения у детей, так что внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов и своевременная диагностика у детского офтальмолога убережет вас от возможных нарушений зрения у вашего ребенка.

Информация о работе Особенности восприятия детей с нарушением зрения