Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:26, реферат
Цель исследования - рассмотреть способы формирования пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
Задачи:
• Охарактеризовать психолого-педагогический аспект в диагностике детей с нарушением зрения;
• Дать анализ познавательной деятельности детей с нарушением зрения;
Введение………………………………………………………………..
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.……………………………………………………………………
2. Познавательная деятельность детей с нарушением зрения……………………………………………………………………
3.. Нарушение зрения у детей…………………………………………….
4. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения.……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Библиографический список литературы………………………….
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушением
зрения.…………………………………………………………… |
5 |
2. | Познавательная
деятельность детей с нарушением
зрения……………………………………………………………… |
6 |
3.. | Нарушение зрения у детей……………………………………………. | 8 |
4. | Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения.…………………………………………………… | 10 |
Заключение…………………………………………………… |
11 | |
Библиографический список литературы…………………………. | 13 | |
Введение
Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.
Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.
"Лучше
один раз увидеть, чем сто
раз услышать" - гласит народная
мудрость. Зрение играет большую
роль в онтогенетическом
В
настоящее время процесс
Объект – дети дошкольного возраста с нарушение зрения.
Предметом исследования являются особенности пространственного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза – Выявленные нами способы формирования пространственных представлений окажут существенную помощьпедагогам детского сада и родителям в работе с незрячими детьми.
Цель исследования - рассмотреть способы формирования пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
Задачи:
Современные
знания об оптико – пространственных
представлениях у дошкольникоа базируется
на фундаментальных исследованиях П.К.
Анохина, Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, Л.С.Цветковой,
Т.В. Ахутиной и др., рассматривающих высшие
психические функции как сложные системы,
имеющие многоуровневые иерархические
строения. В функциональной системе дисграфии
тесно связанны друг с другом речевые
и зрительные компоненты, каждый из которых
имеет особое значение для формирования
определенных операций оптико–пространственных
представлений. (Т.А.Алтухова, С.Ф.Иваненко,
Л.С.Цветкова).
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушением
зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Объектом исследования является незрячий (слепой), слабовидящий ребенок, а также ребенок с амблиопией и косоглазием.
В
настоящее время понятие «
Анализ
контингента детей с
Первая тенденция — существенное увеличение детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3 — 4% детей тотально слепые, 7%— со светоощущением, 10 % — с визусом выше 0,06.[19, стр.10]
Вторая
тенденция — увеличение числа
сложных комплексных зрительных
заболеваний. Только в отдельных
случаях имеются нарушения
Третьей тенденцией является увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию, и среди них — связанных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).[19, стр.11]
Так, зрительные нарушения у детей дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными явлениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д.
Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидения и в 88 % случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер, более чем в 30 % случаев они имеют наследственные формы.
При этом среди причин детской слепоты четко прослеживается возрастание частоты врожденных аномалий развития органа зрения. Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А. И. Каплан — в 75 %, Л. И. Кирилловой — в 91,3 %, А. В.Хватовой — в 92 % случаев у слабовидящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт. — в 84,2 % случаев.
Врожденные
заболевания и аномалии развития
органа зрения могут быть следствием
внешних и внутренних повреждающих
факторов. Примерно 30 % из них — наследственные
формы (тапеторетинальная
2.1
Познавательная деятельность
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая
заключается в некотором общем
отставании развития слепого ребенка
по сравнению с развитием зрячего,
что обусловлено меньшей
Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрические проблемы». [4, стр.74]
Многие
педагоги прошлого отмечали безынициативность,
пассивность слепого ребенка. «Чем
позже произошла потеря зрения, тем
сильнее связанная с ней
Вторая
особенность развития слепого ребенка
состоит в том, что периоды
развития слепых детей не совпадают
с периодами развития зрячих. До
того времени, пока слепой ребенок не
выработает способов компенсации слепоты,
представления, получаемые им из внешнего
мира, будут неполны, отрывочны и
ребенок будет развиваться
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. [6, стр.57]
При анализе истории развития ребенка следует обратить особое внимание на его социальную зрелость, имеющую огромное значение в процессе абилитации. Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации.
Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения. [12, стр.87]
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». [13, стр.28] А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих. [14, стр55]
Прикасаясь к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму и т. д. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов; поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза». [15, стр.112]
2.3
Нарушение зрения у
детей
Зрительная система младенца обладает определенными врожденными навыками, но все равно ребенка нужно учить видеть - так же, как необходимо учить его говорить. Первые два года жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития зрения у детей, так что внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов и своевременная диагностика у детского офтальмолога убережет вас от возможных нарушений зрения у вашего ребенка.
Информация о работе Особенности восприятия детей с нарушением зрения