Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является изучение особенностей развития творческого воображения у дошкольников.

Объектом темы является воображение у детей дошкольного возраста.

Соответственно, предметом работы будут являться особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие о воображении, его виды и способы создания 4

творческих образцов

Глава II. Особенности воображения у детей дошкольного возраста 9

Заключение 14

Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по возрастной психологии.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

     Воображение, как и всякая другая психическая  деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Детское воображение подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно 1/5 часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи; б) возникновение воображаемого плана ее реализации.

     Помимо  своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей  выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

     У детей дошкольного возраста обе  важные функции воображения развиваются  параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения  можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственное и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково опосредственный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.[4]

     На  первом этапе развития воображение  связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс  ребенок научается управлять  своими образами, изменять, уточнять и  совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

     Детское аффективное воображение с возрастом 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы – фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).

     Наконец, на третьем этапе развития этой функции  воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее  эмоциональное напряжение; формируется  и начинает практически действовать  механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные  отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.[4]

     Как отмечалось выше, воображение у ребенка  беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.[2]

     Психологи считают, что для развития воображения  необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Универсальные творческие способности – это  индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

     В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

     - развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

     - развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

     Детский возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно  эффективнее использовать их в младшем  школьном детстве.

     Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей;
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей;
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и так далее;
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

     Но  создания благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

     Необходимым условием развития творческого воображения  детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст]/ О. В. Боровик - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000, 112с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
  3. Волков, Б. С. Детская психология [Текст]/ Б. С. Волков,Н. В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002, 256 с.
  4. Немов, Р. С. Психология [Текст]/ Р. С. Немов. - М.: Владос, 2001.
  5. Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии [Текст]/ С. А. Рубинштейн - М., 1998.

Информация о работе Особенности воображения у детей дошкольного возраста