Особенности старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:40, реферат

Описание работы

Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание - видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.docx

— 25.75 Кб (Скачать)

Старший подростковый возраст характеризуется также  выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в  старшем подростковом возрасте нередко  сменяются подчеркнутым внешним  спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального  поведения). Целеустремленность и настойчивость  у старшеклассников сочетаются с  импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует  с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются  с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут  быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

В этот период формируется  осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям  и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально - смысловой  оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает  в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

Сложность взаимоотношений  подростка и взрослого заключается  еще и в том, что, с одной  стороны, подросток стремится к  самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и  опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто  признаваться в этом. Среди реакции  эмансипации выделяется две тенденции:

Явная эмансипация: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.

Скрытая эмансипация: бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.

Подростковое  сообщество воспроизводит те нормы  и модели, которые дает ему в  распоряжение общество взрослых. Ибо  различные задачи отрочества (утвердить  половую идентичность, достичь социальной самостоятельности) строятся исходя из предоставляемых взрослым обществом  социальных программ, которые определяют переход к взрослому статусу. С этой точки зрения наше общество создало систему отторжения и  ограничения подростков, фактически изгнанных со сцены социальной жизни, тем самым лишив себя свежести подросткового видения жизни.

Различного рода хобби, увлечения выступают для  подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса  в своей среде. Иногда увлечения  выступают своеобразным типом психологической  защиты.

В сексуальном  развитии подростка наряду с генетическими  факторами решающее значение имеют  полоролевое поведение родителей  и первые собственные опыты с  сексуальными партнерами. Неудачный  или травмирующий первый сексуальный  опыт, который может относиться еще  к раннему детству, часто ведет  к неприятию сексуальности и  предрасполагает к нарушениям в  этой сфере.

Поиски ответов  на вопросы "кто я?", "что я?" и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны  для любого подростка, но нередко  в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным  напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Внимание  к внешности. Сравнивая себя с "эталоном", подростки находят "недостатки" в своей внешности, что вызывает беспокойство и неуверенность в себе.

Внимание  к внутреннему  миру. Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога.

Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее.

Информация о работе Особенности старшего подросткового возраста