Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:39, реферат
Развитие личности у ребенка с нарушением слухового анализатора подразумевает развитие способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотиваций и социальных установок.
1. Введение.3
2. Самооценка и уровень притязаний при нормальном развитии личности.4
3. Факторы, влияющие на уровень притязаний и самооценку.5
4. Некоторые особенности личности глухих детей.8
5. Уровень притязаний и самооценка глухих школьников.11
6. Заключение.19
7. Список литературы.21
Содержание:
Введение:
В
настоящее время активно
Разрабатываются
приемы и методы экспресс-диагностики,
направленной на определение актуальных
возможностей ребенка, а также и в прогностическом
плане - на определение его ближайшего
развития как личности (важно определить
не только то, что ребенок знает и умеет,
но и чем он может овладеть при оказании
ему соответствующей помощи).
Недоразвитие органов слуха лишает ребенка
важнейших источников информации, что
приводит к задержке психического и речевого
развития, особенно если ребенок лишился
слуха в раннем возрасте. Степень выраженности
отставания в психическом развитии зависит
от причин, тяжести и времени возникновения
нарушения слуха. Чем раньше и тяжелее
нарушены слух, тем более выражена у ребенка
задержка психического и речевого развития.
Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения,
словаря, грамматического строя, связной
речи) тормозит формирование абстрактно-логического
мышления ребенка. Большое значение для
состояния ребенка имеет и характер коррекционного
воздействия.
Встречаются случаи, когда ребенок с нарушением слуха, своевременно получивший коррекционное воздействие, в дальнейшем интеллектуально развивается нормально. В то же время есть дети, у которых нарушение слуха, а следовательно и речи, протекает на фоне умственной отсталости. Иногда дефекты слуха у ребенка сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными соматическими и нервно-психическими нарушениями.
Социальная
адаптация детей с нарушенным
слухом часто осложняется
Все эти факторы прямо или косвенно влияют
на развитие личности ребенка.
Личность - понятие, обозначающее совокупность
устойчивых психологических качеств человека,
составляющих его индивидуальность.
Индивидуальность - своеобразное сочетание
индивидных свойств человека, отличающее
его от других людей.
Развитие
личности у ребенка с нарушением
слухового анализатора
В одной работе невозможно рассмотреть
все вопросы по развитию личности, поэтому
остановимся лишь на некоторых моментах:
самооценке ребенка и уровне притязаний.
Самооценка и уровень притязаний при нормальном развитии личности.
Существенным
признаком личности, формирующимся
по мере ее становления, является самосознание.
Одно из его проявлений - самооценка
- включает в себя компоненты самопознания
и эмоционально-ценностного
Факторы, влияющие на уровень притязаний и самооценку.
Уровень
притязаний, с одной стороны, зависит
от способностей - индивидуальных особенностей
человека, являющихся субъективными условиями
успешного выполнения деятельности, и
адекватной их оценки, с другой - определяет
формирование этих способностей. Соотношение
притязаний, самооценки и реальных возможностей
ребенка может быть различным. Так, притязания
и самооценка, оказавшись заниженными
по сравнению с возможностями ребенка,
не будут способствовать их развитию.
Превышая же доступный ребенку уровень,
притязания, их несоответствие способностям
ребенка могут быть источником сильных
переживаний; в таком случае необходима
перестройка этих отношений. Тогда же,
когда человек ставит перед собой достижимую
цель и напряженно стремится к осуществлению
своих намерений, могут складываться благоприятные
условия для развития его способностей,
наиболее полного их раскрытия.
Вместе с тем в настоящее время имеется
незначительное число исследовании личностных
особенностей детей с нарушенным слухом,
в частности уровня их притязаний. Не полностью
исследованы и различные стороны самооценки
таких детей, например оценка ими своих
способностей.
Задачами исследования российских психологов
было определение УП (уровня притязаний)
глухих школьников при выполнении ими
математических и наглядных заданий и
оценка ими своих возможностей в указанных
видах деятельности. При сравнении уровня
обучаемости детей, принимавшегося за
показатель развития их способностей,
с уровнем притязаний в названных условиях
была попытка выявить зависимость УП этих
детей от их способностей. До изложения
экспериментальных данных рассмотрим
закономерности развития УП и самооценки
слышащих, а также некоторые особенности
личности глухих.
В 30-е гг. К. Левин и его сотрудники провели ряд исследований аффективно-потребностной сферы человека, его намерений, целей; в числе этих работ - первое экспериментальное исследование УП. Определение УП, данное Дж. Франком, характеризует его как уровень будущих действий при решении знакомой задачи, который индивид, знающий свой уровень действий в этой задаче, явно предполагает достичь. Многочисленные эксперименты позволили раскрыть структуру и динамику УП, влияющие на него факторы. Особенности УП определяются, с одной стороны, желанием человека поддерживать уровень "Я" как можно выше, с другой - стремлением избежать неудачи. При нормальном развитии наблюдаются тенденции повышать притязания в каждом испытании от первых выборов к последним: от предыдущего испытания к последующему (как следствие влияния опыта); после успеха (притом обычно сильнее, чем понижать после неудачи).
Наличию УП сопутствуют переживания успеха и неуспеха, которые зависят не столько от объективных результатов деятельности испытуемого, сколько от их соотношения с его ожиданиями. На притязания человека влияет "фактор собственной группы испытуемого"- расхождение между желаемым и получаемым у превосходящих средний уровень результатов членов группы меньше, чем у тех, кто не достиг его. УП зависит от содержания деятельности и значимости ее для испытуемого, от ситуации, в которой он оказывается, и т. д. Как правило, УП характеризуется как устойчивый обобщенный признак личности. Первые его проявления отмечались уже у детей двух-трех лет.
Изучение УП дошкольников выявило, что у большинства детей он зависит не столько от успешности деятельности самой по себе, сколько от неуверенности детей в своих силах. Большинство дошкольников предпочитают выполнять только легкие задания, даже если достигается успех. Уровень их притязаний тесно связан с положением среди сверстников (Р. Б. Стеркина, 1977, 1978). В реальных игровых ситуациях в целом наблюдается соответствие между самооценкой ребенка и оценкой его сверстниками, а в воображаемых игровых ситуациях притязания ребенка, как правило, значительно выше (Л И Ума-нец, 1979; С И. Тищенко, Л И. Уманец, 1980).
Самооценка младших школьников ситуативна, конкретна, необъективна, имеет тенденцию к переоценке, зависит от уровня сформированности учебной деятельности (А. В Захарова, Т. Ю. Андрющенко, 1980).
Рассмотрение УП в связи с интеллектуальными возможностями человека показало, что чем выше эти возможности, тем выше и УП (В. К. Горбачевский, 1969; О. Г. Мельниченко, 1971). Исследование притязаний в зависимости от особенностей мышления и волевой активности школьников позволило выделить 4 группы детей. Учащиеся с высокими интеллектуальными и волевыми данными отличались и высоким УП. Дети с низкими показателями интеллектуальных и волевых качеств имели самый низкий УП, который трудно повышался даже при искусственно созданном успехе. Учащиеся с хорошими интеллектуальными данными, но слабой волей проявляли завышенный УП и не стремились регулярно работать, с тем чтобы оправдывать свои притязания. Отдельные испытуемые с невысокими интеллектуальными возможностями, но развитыми волевыми качествами имели высокий УП. Неудачи вызывали у таких детей снижение уровня притязаний и в то же время активную работу над собой (В. К. Калин, В. И. Панченко, 1980).
В целом, хотя данные о развитии УП являются неполными, а иногда и противоречивыми (Л. В. Бороздина, 1985), отмечается, что с возрастом самооценка и притязания отличаются большей зрелостью, адекватностью, соответствием возможностям человека.
Некоторые особенности личности глухих детей.
В
основе психического развития аномальных
детей, в том числе глухих, лежат
те же закономерности, что и в
норме. Особенности личности детей
с нарушениями слуха в
По данным В. Л. Белинского (1977), оценка себя и товарищей у учащихся II-IV классов школы для глухих детей ситуативна. Переоценивают свои качества даже многие учащиеся VIII-Х классов, у учеников XI-XII классов представления о себе критичнее и адекватнее (В. Л. Белинский, 1974).
Изучение оценки глухими подростками своей успеваемости и возможностей усвоения ряда учебных предметов (М. М. Нудельман, А. П. Фадеева, 1976) свидетельствует о том, что с возрастом дети относятся к себе, своим способностям критичнее. Если большинство пятиклассников оценивают свою успеваемость высоко, то учащиеся VII класса дают ей уже среднюю оценку. При этом основная часть детей считает, что может учиться лучше. Однако в отличие от слышащих многие (в V классе - 52%, в VII - 30%) считают, что по своим возможностям могут занять среди одноклассников первое место. С другой стороны, не считающие себя способными продвинуться в учебе объясняют это непониманием, плохой памятью, невнимательностью, болезнями. У слышащих такие мотивировки редки. С возрастом увеличивается дифференцированность и адекватность самооценок.
Исследование у глухих старшеклассников ожидаемой оценки со стороны сверстников показало, что большое значение они придают таким качествам, как трудолюбие и аккуратность, успехи в учебе и спорте. Слышащие же школьники особенно чувствительны к оценке своего интеллектуального развития. В ряде случаев (33%) глухие школьники ожидали от товарищей более высоких оценок, чем оказалось в действительности. Завышенными были обычно ожидаемые оценки качеств личности, а не учебных и спортивных достижений (М. М Нудельман, 1983) Неадекватность самооценок глухих проявляется иногда и при выборе профессии (А П. Гозова, 1977).
На
оценки окружающих и самооценку детей
с нарушениями слуха, особенно младшего
школьного возраста, заметно влияют мнения
учителей (В Г Белов, Н. Н. Белова, 1977; Т.
Э. Пуйк, 1977, 1979, 1981; Т.Н. Прилепская, 1981).
Вместе с тем обращалось внимание на своеобразие
черт характера глухих детей, повышенную
их склонность к невротическим реакциям.
По материалам Л. М. Барденштейна (1987), появление
у глухих детей астено-невротических,
психопатических реакций наблюдается
уже в 2-4 года. Первые признаки осознания
своего дефекта и связанные с этим переживания
отмечались им у детей 6-8-летнего возраста.
У детей проявлялась эмоционально-волевая
незрелость (внушаемость, подражательность,
склонность к аффективным взрывам и др.),
наиболее выраженная в 7-13 лет и уменьшающаяся
к концу подросткового и юношеского возраста.
В семьях с детьми, имеющими какие-либо
нарушения, и особенно, с глухими детьми,
родители часто опекают своего ребенка
неохотно предоставляя ему свободу, действия
матерей нередко имеют директивный характер.
Все это приводит к разрыву между возможностями
ребенка и за часами, которые он регулярно
выполняет, к усилению зависимости от
взрослых и соответственно более медленному
формированию его социальной зрелости.
По сравнению с соответствующими группами
слышащих детей у глухих заметно чаще
встречаются эмоционально-поведенческие
нарушения. У них могут проявляться такие
черты, как ригидность, эгоцентричность,
импульсивность.
По данным ряда зарубежных авторов представления
о себе глухих их самооценка неточны. При
этом в некоторых исследованиях психологов
самооценка детей с нарушенным слухом
была более высокой, чем у слышащих, в других,
наоборот, более низкой. Это связано с
тем, что исследовалась она в различных
условиях. Особенности самооценки зависят
от многих факторов: времени поражения
слуха, уровня интеллектуального развития
ребенка, типа посещаемой им школы, отношений
в семье и т д. Глухие дети глухих родителей
имеют меньше проблем в общении и адаптации,
отличаются относительно большей зрелостью
и имеют более позитивную самооценку,
чем глухие дети слышащих родителей.
Таким образом, в специальной литературе
нередко приводится мнение о наличии у
глухих проявлений социально эмоциональной
неприспособленности. Но, как справедливо
указывает Д. Ф. Моорес (1978), многие занимающиеся
разработкой этих проблем не хотят делать
широких обобщений из-за неуверенности
в пригодности методик для исследования
данного контингента, так как многие из
них предполагают высокий уровень развития
речи у испытуемых. Модифицированная методика
Ф. Хоппе позволяет анализировать поведенческие
реакции глухих детей.
Информация о работе Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников