Особенности развития творческого воображения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности развития творческого воображения младших школьников.
Задачи:
• определение особенностей развития творческого воображения;
• изучение возрастных особенностей младших школьников;
• проведение экспериментального исследования: выявление особенностей развития творческого воображения младших школьников;
• анализ результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5-13
1.1 ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 5-8
1.2 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 9-13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 ВОЗРАТСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14-18
2.2 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19-
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2 АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальное  исследование особенностей творческого  воображения младших школьников

3.1 Организация, методы  и методики исследования

 

Контрольную группу составила  выборка детей младшего школьного возраста из 15-ти чел, – учащиеся 3а школы №19 города Верхняя Тура Свердловской области.

В исследовании были задействованы  следующие методы: беседа, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности детей.

В исследовании были задействованы  следующие методики.

Методика №1. Методика исследования особенностей воображения  на основе теста Торренса "Неполные фигуры".

Ребенку на отдельных  бланках показывают изображения  простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе  не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел  композиции, многообразие возникающих  ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Данная методика, являясь, по сути "миниатюрной моделью  творческого акта" (Е. Торренс), позволяет  достаточно полно изучить особенности  творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В первой главе мы уже указывали, что в основе механизмов воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциаций, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.

Изобразительная деятельность характерна для детей данного возрастного  периода. Кроме того, как отмечают многие психологи, она позволяет, как  бы вывести процессы воображения из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей. И, наконец, использование изобразительной деятельности позволяет получить обширный практический материал (детские рисунки) для разностороннего объективного анализа.

Одной из характеристик  творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить  на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся:

Типичные рисунки, когда  одна и та же фигура превращается в  один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла).

Рисунки, в которых разные эталоны  превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).

Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа  при дальнейшем анализе учитывается  только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.


Информация о работе Особенности развития творческого воображения младших школьников