Особенности развития личности с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:27, реферат

Описание работы

Любой источник звука — струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека — вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха.

В этой работе я рассматриваю необходимые условия нормального психического развития ребенка и те особенности, которые возникают у него при сенсорных нарушениях, в частности, при нарушении слуха.

Работа содержит 1 файл

реферат особенности развития личности с нарушением слуха..doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Большинство глухих старшеклассников с уважением относятся к труду педагога. Большим уважением у глухих старшеклассников пользуются педагоги, отличающиеся высокой требовательностью, справедливостью и одновременно уважением к их личности. Отрицательные оценки получают те педагоги, которых учащиеся не понимают, педагоги, которые грубо разговаривают с глухими. ( В.Л.Белинский, 1973). Для глухих школьников по- настоящему авторитетен тот учитель, который всем своим моральным обликом, поведением, делами служит для них примером.   

Ценность учителя  для глухих детей заключается прежде всего в широте его кругозора и умении выполнять самые разнообразные дела. Стоит учителю показать свои знания в различных областях, а самое главное, проявить свои умения в искусстве, технике, спорте, как он становится признанным авторитетом для учащихся в разрешении любого спора, советчиком по любому вопросу, ценителем любых дел и поступков школьников. Уважают в учителе трудолюбие, доброту, честность, а старшеклассники отмечают и строгость. (Г.Н.Пенин, 1979).

 

2.7 Двигательная сфера  

У неслышащих наблюдается недостаточно точная координация и неуверенность движений (Р.Д.Бабенков, Л.И.Боброва, А.П.Гозова).

У неслышащих наблюдается  замедленность в овладении двигательными  навыками (B.F.Holland, R.Pinter, И.М.Соловьев, А.О.Костанян).

У неслышащих есть трудности в овладении статического и динамического равновесия (Е.В.Хохрякова, В.А.Какузин).

Нарушение плавности  и синхронности движения наблюдается  у неслышащих (Р.Д.Бабенков, Л.И.Боброва).

У неслышащих низкий уровень пространственной ориентировки (И.С.Бериташвили, С.Н.Хчинашвили).

Наблюдается у  неслышащих замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в  целом (А.П.Гозова, А.В.Влодавец, Б.М.Зайцев, Б.И.Орлов).   

Роль семьи   

Родительские  позиции в семьях, где есть дети с нарушениями слуха отличается неадекватностью, ригидностью, сиюминутностью.   

Фазы психологического осознания:  

- Растерянность,  страх, чувство собственной неполноценности.  Может ухудшиться обстановка  в семье.

- Отрицание поставленного  диагноза и негативизм. Чувство  надежды. Пленники иллюзий. М.б. отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий.

- Угрызение совести,  обида - Почему именно мой ?

- Самостоятельное,  сознательное обращение родителей  к специалисту.  

У глухих детей  глухих родителей в семье более благополучная эмоциональная обстановка, чем у глухих детей слышащих родителей (В.Петшак, Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова) 

Заключение 
 
Таким образом, мы видим, что глухие и слабослышащие дети имеют различные особенности. Огромное значение играет возраст, в котором ребенок теряет слух: есть ли зачатки речи или ребенок не слышал никогда речь взрослого и звуки окружающего его мира. Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их остаточного слух, в условиях естественного общения. Нарушение слуха приводит к нарушению речи или полной немоте, что сказывается на нормальном формировании словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания и развития личности в целом. 
 
При проведении психотерапевтического лечения детей с целью лечебно-педагогического воздействия следует учитывать индивидуальные способности ребенка, задержку его психического развития и т. д.
 

Список литературы:

Основы специальной  психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова

Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с. 
Возрастная и педагогическая психология: / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288с. 
Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание, 1987. – 144 с. 
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с. 
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Дельта, 1997. – 464 с. 
Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии.– М., 1992. – 128 с. 
Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с. 
Эльконин  Д.   Б.   Детская  психология, – М.: Учпедгиз, 1960.– 462 с.

Информация о работе Особенности развития личности с нарушением слуха