Особенности развития личности с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:27, реферат

Описание работы

Любой источник звука — струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека — вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха.

В этой работе я рассматриваю необходимые условия нормального психического развития ребенка и те особенности, которые возникают у него при сенсорных нарушениях, в частности, при нарушении слуха.

Работа содержит 1 файл

реферат особенности развития личности с нарушением слуха..doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Введение 
 
Среди детей с отклонениями в развитии значительную категорию составляют дети с нарушением слуха.
 

СЛУХ- это способность  воспринимать звуки. Слух зависит от: 1) уха — наружного, среднего и внутреннего, — которое воспринимает звуковые колебания; 2) слухового нерва, передающего полученные от уха сигналы; 3) определенных отделов головного мозга (слуховых центров), в которых импульсы, переданные слуховыми нервами, вызывают осознание исходных звуковых сигналов. 

Любой источник звука — струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека — вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха.

В этой работе я  рассматриваю необходимые условия  нормального психического развития ребенка и те особенности, которые возникают у него при сенсорных нарушениях, в частности, при нарушении слуха. 

 
1. Условия психического развития.

 
1.2  Биологические условия развития психики 
 
Отечественная педагогическая и возрастная психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обусловлены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка. 
 
Словесно-логическая память, понятийное мышление, предметное восприятие и другие высшие, специфически человеческие психические функции не закрепляются и не передаются биологически, наследственным путем. Это создает возможность их перестройки и совершенствования в процессе исторического развития. 
 
Необходимо различать сложную прижизненно формирующуюся психическую деятельность человека (мышление, речь) и более естественные элементарные функции (например, соотношение и особенности процессов возбуждения и торможения). 
 
В определенных случаях, при недоразвитии или нарушении элементарных функций, последние начинают определять и надстраивающуюся над ними более сложную психическую деятельность. Например, при травме затылочно-теменной области коры головного мозга нарушается элементарный пространственный синтез, и это приводит к нарушению счета (акалькулии). В условиях нормального развития определенные задатки являются лишь одним из условий развития психической деятельности, которая не сводится к данным элементарным функциям, а поэтому может прямо не зависеть от них. Было доказано даже, что и сами элементарные функции развиваются под влиянием специально организованного воздействия. Так, психологи нашли пути формирования звуковысотного слуха. О подвижном, опосредствованном отношении между сложной психической деятельностью и элементарными функциями свидетельствует богатейший опыт перестройки структуры сложной психической деятельности (речи, мыслительных процессов) в результате компенсаторно-восстановительной работы с больными, страдающими локальными мозговыми нарушениями (исследования А. Р. Лурии и его сотрудников). 
 
Среда играет определенную роль в развитии психики ребенка, но только при условии, если он активно овладевает ею под руководством обучающих и воспитывающих его взрослых. Ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно осваивает достижения человечества. 
 
Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Воспитывающие и обучающие ребенка, как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин, направляют его психическое развитие. Рассматривая процесс психического развития, мы исходим из того, что основными факторами развития личности подрастающего человека являются познание, общение и труд. В процессе познания ребенок проходит сложный путь от незнания к знанию, от поверхностного отражения свойств и взаимосвязей предметов к отражению существенного, от образного отражения объективного мира к понятийному. Развитие познавательной деятельности совершается во взаимодействии чувственного и логического отражения объективного мира, а сам процесс познания – в единстве и взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. 
 
Человек не рождается личностью, а становится ею в жизни и деятельности. Активное взаимодействие с окружающей действительностью, единство знаний, отношений и социальных действий являются общей закономерностью психического развития ребенка и формирования его личностных психических образований: направленности характера и способностей. Поэтому единственно правильным подходом к изучению такой дифференцированной целостности, как личность, является системный подход. 
 
Таким образом, мы видим, что развитие ребенка полностью зависит от его социального окружения, биологически обусловленных возможностей и активности самого ребенка в восприятии и освоении мира. 
 
  
2.Развитие ребенка с нарушеным слухом.

2.1 Нарушение слуха.Причины,синдромы,диагностика.

Нарушение слуха – очень часто встречающаяся проблема. В мире более 500 миллионов страдающих от нарушения слуха. И это число постоянно растет, поскольку экология продолжает ухудшаться, шумовое загрязнение окружающей среды увеличивается, а люди в большинстве своем по-прежнему беспечно относятся к собственному здоровью.  
 
Нарушение слуха – проблема медицинская, психологическая и социальная. Заметить ухудшение слуха, признаться себе в этом и начать действовать – первый шаг к её решению. Сегодня, как никогда прежде, можно эффективно решить проблемы со слухом и вернуть человеку мир звуков и радость общения.

Причины нарушения слуха

Причины нарушения  слуха можно разбить на две  большие группы. К первой можно  отнести наследственные и врожденные дефекты слухового анализатора, которые изначально не позволяют  последнему функционировать в полном объеме. 
Группа вторая – приобретенные нарушения слуха - т.е. возникшие в результате повреждения нормально сформированного слухового анализатора. Если с попаданием в первую группой можно только смириться, то вторую можно избежать, если остерегаться инфекций, черепно-мозговых травм, механических травм уха, сосудистых нарушений в улитке, опухолей и мозговых травм. Особое внимание нужно уделить нарушениям норм гигиенического ухода за собственными органами слуха - образование серных пробок, попадание в слуховые проходы инородных предметов и т.д.

Синдромы  нарушения слуха

В настоящее  время описано более 250 наследственных синдромов, связанных с нарушением слуха. Примерно одна треть этих наследственных нарушений слуха у детей сочетается с другими видами нарушений (заболеваниями  внутренних органов: эндокринной системы, сердца, почек и т.д.; заболеваниями ЦНС; нарушениями скелетно-мышечной системы; зрения и т.д.). Наиболее изучен ряд наследственных синдромов и заболеваний, приводящих к комплексному нарушению зрения и слуха. В ряде случаев симптомы такого наследственного заболевания проявляются неодновременно. Например, при синдроме Ушера нарушение слуха может возникнуть с рождения, а поражение зрения в виде дегенерации сетчатки начинает проявлять себя только в дошкольном возрасте в виде ночной или сумеречной («куриной») слепоты, и только к подростковому или более старшему возрасту наступает резкое ухудшение зрения из-за сужения полей зрения до так называемого «туннельного» зрения (Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова и др).

Диагностика нарушений слуха

  • Субъективные  методы диагностики 

    Аудиометрия – наиболее простое и доступное исследование. В ходе тональной аудиометрии вы распознаете звуки различной частоты и громкости. Результат обследования - тональная аудиограмма. Это, в сущности, индивидуальная характеристика вашего слуха. Она предоставляет данные для определения вида и степени потери слуха, а также для подбора слухового аппарата. 
    В ходе речевой аудиометрии определяют процент слов, которые вы можете разобрать при различной громкости их воспроизведения (как со слуховым аппаратом, так и без него).

  • Объективные методы диагностики

    Импедансометрия (тимпанометрия) позволяет выявить нарушения в среднем ухе. С помощью этого метода оценивается подвижность барабанной перепонки и исключаются патологические процессы в среднем ухе. 
    Регистрация отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть диагностировать функцию улитки внутреннего уха. 
    Регистрация вызванных электрических потенциалов позволяет определить, не поражен ли слуховой нерв или какой-либо отдел головного мозга. Метод заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы.

2.2 Категории  детей с нарушением слуха.

Принято различать  две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, а среди глухих – рано- и позднооглохших. Последние до наступления глухоты уже успели приобрести речь, поэтому в отношении них должна проявляться специальная забота о сохранении имеющейся речи. Беспокоиться об этом следует буквально с самых первых дней утраты слуха. При наступлении глухоты в 3-5 лет и при отсутствии специальной работы над речью у ребёнка к школьному возрасту сохраняется лишь небольшой запас искажённых слов. 
 
Принципиальная разница между слабослышащими и глухими заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих это полностью исключено. 
 
Слабослышащие дети имеют разную степень снижения слуха. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени – легкую, умеренную, значительную и тяжелую. 
 
Степень тугоухости 
 
Восприятие речи на расстоянии от ушной раковины, м 
 
Шепотная  речь 
 
Разговорная  речь 
 
Легкая 
 
4-6 
 
6-8 
 
Умеренная 
 
1-3 
 
4-6 
 
Значительная 
 

 
2-4 
 
Тяжелая 
 
0,5 
 

 
2.3 Взаимосвязь речи и слуха.
 

Овладение  речью – одной из центральных, важнейших  психических функций – в определяющей степени зависит от слуха. 
 
Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. 
 
Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. 
 
Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. 
 
Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными. 
 
  
2.4 Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха 
 

Проблемой изучения личности глухих и слабослышащих  людей в нашей стране занимались В.Л.Белинский, Т.Г.Богданова, Э.И.Вийтар, А.П.Гозова, В.Петшак, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская, Т.Э. Пуйк, Ж.И.Шиф и другие.

Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха  зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации у них и их родителей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.   

Глухие дети менее социальны зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники. Глухие дети глухих родителей относительно более социально зрелы, чем глухие дети слышащих родителей. Интернатная жизнь глухих детей также связана с их социальной незрелостью. (Meadow,1980).  

Из-за того, что  окружающие иначе относятся к  глухому, чем к слышащему, у него возникают и закрепляются специфические черты личности. Глухой ребенок замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим братьям, сестрам: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание ( в результате чего нередко возникают эгоцентрические черты), с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких.

2.5  Интересы и жизненные ценности   

Интересы старшеклассников в основном группируются вокруг трех видов деятельности: учеба, труд, спорт. Интересно, что учеба у глухих старшеклассников является главным интересом только в выпускных классах. Глухие старших классов, не являющимися выпускными, наибольший интерес проявляют к спортивной деятельности.(В.Л.Белинский, 1973)   

Но есть интересный момент, несмотря на то, что слабослышащие  более, чем глухие оптимистичны своего будущего, более сориентированы на социальное достижение, они более  социальны инфантильны в построении своих жизненных планов, предпочитают думать о сегодняшнем дне, а не строить планы на будущее. У глухих жизненные планы более определенные, в силу суженности сфер профессиональной деятельности. Для глухих менее значима ценность социального достижения. (В.С.Собкин, 1997).  

Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%). (В.С.Собкин, 1997).  

2.6 Учебная деятельность  

Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют  к нему интереса. Основным мотивом  учебной деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план. (В.Л.Белинский, 1979).  

Стремление к  самоутверждению, самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших  классов к чрезмерному увлечению  спортом, которые затмевают все  другие интересы, у других- к бездеятельности и иждевенчеству. (В.Л.Белинский,1979).  

Учитель в школе  для неслышащих, особенно для старшеклассников обладает большим социальным авторитетом  по сравнению с той ролевой  позицией, которую занимает на уроке  учитель общеобразовательных школ. Если у учащихся общеобразовательных школ доминируют негативные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке, то у глухих и слабослышащих – позитивные. (В.С.Собкин, 1997)   

Информация о работе Особенности развития личности с нарушением слуха