Особенности разрешения конфликтов в младем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе проблема конфликтного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами конфликтных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Не менее актуальна проблема детской конфликтности. Члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, у многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы.

Содержание

Введение………………………………………………………......3
Психологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………4
Конфликтные ситуации в начальной школе……………………7
Способы разрешения конфликтов………………………………10
Заключение………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

кр1.docx

— 50.09 Кб (Скачать)

         Конфликты случаются часто, вследствие чего преподавателям необходимо выполнять некоторые правила регулирования конфликта: 
         - Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

 Ведь как в любой  другой деятельности, можно научиться  решать конфликты только путем участия в них. Не мешать детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло.

         - Никогда не занимать сразу позицию одного из детей, даже если кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Постараться объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть «айсберга», а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.  
         - Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Помочь детям находить способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

          Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если пошутить и показать ситуацию в забавном  свете, то  сразу  можно  увидеть,  как  вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние. 
          - Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следить за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: «Да он медведь косолапый!» Объяснить  детям, что их ссоры очень вас огорчают.

- Игровые методы решения конфликтов.

Игра «Ковер мира»

«Ковром» может послужить  большой платок, на который можно наклеить какие-нибудь символы мира и согласия: голубь, земной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации и их необходимо учесть. Когда вы видите, что дети ссорятся и уже переходят границы приличия в своих высказываниях, то срочно воспользуйтесь этим ковром мира. Объясните детям, что это необычный ковер. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого расстелите ковер на полу и предложите детям сесть на него вдвоем. Теперь они могут встать только друзьями. Сходить с ковра раньше того, как дети помирились, запрещено. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы «Тух-тиби-дух». При этом они могут жестикулировать сколько угодно, даже махая кулаками.

Главное, не задевать ими  второго ребенка. Волшебную фразу  ребенок тоже может произносить  так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и, так или иначе, реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Можете не сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети «выдохнутся» и тон «тух-тиби-духов» станет гораздо спокойнее. Вы все это время можете просто сидеть рядом, следя за соблюдением правил, а можете давать шутливые реплики типа: «Ух ты, как грозно!» или «Даже я испугалась!» Это поможет ребятам понять, что их отрицательные эмоции достигли своей цели. Когда же вы почувствуете, что дети уже выплеснули свои обиды и злость, немного устали и готовы к перемирию, то сообщите им, что если они протянут друг другу руки, то смогут встать с ковра мира и пойти вместе с вами на прогулку (или предложите еще что-нибудь приятное). Если дети морально готовы к этому, то пусть молча соединят мизинцы, тогда они снова получают «право голоса».

В процессе выполнения игрового задания дети получают возможность непосредственно выразить свои негативные эмоции, причем тому адресату, который их вызвал. Так как они не имеют права произносить обидные слова, типичные для такого процесса в реальной жизни, у них не возникают новые обиды и не подогревается чувство злости и гнева. Запрет на «рукоприкладство» не дает возникнуть драке, при этом ребенок имеет право выражать свою ярость и физически: с помощью движений, мимики, жестов. В ходе такого непривычного для ребят способа выражения привычных чувств им часто становится смешно, а это значит, что они уже на полпути к примирению.

 

Игра «Растительные обзывалки»

 В этой игре используется  тот же принцип решения конфликта,  что и в предыдущей. Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше - обзывать друг друга. Обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их достоинство, а с помощью специальной лексики, звучащей смешно и непонятно. С этой целью можно использовать любой справочник по уходу за комнатными растениями. Желательно иметь их два экземпляра, чтобы вовремя дать по одному поссорившимся детям.

Тогда их ссора превратится в такую словесную дуэль: - «Хавортия ты полосатая!» - «Да сам ты колеус Блюме!» - «Знаешь ты кто? Ты - колумнея мелколистная!» - «А ты - очиток красноокрашенный!» и т. д. Такие фразы действительно внешне напоминают обзывалки, но ими сложно задеть самолюбие. Соответственно, дети смогут выразить свои обиды с помощью интонаций, а кроме того, поднять себе настроение, используя смешные и неизвестные им слова, которые могут в их фантазии рождать забавные образы. Когда вы заметите у ребят окончательное изменение настроения, то предложите им какое-то интересное совместное дело.

Часто споры и ссоры  детей переходят в драку, так  как их словарный запас для  таких случаев заканчивается  или у одного ребенка он явно больше, чем у другого. Тогда последний  начинает ощущать себя проигрывающим словесный бой и переводит его в «кулачный». Здесь же дети оказываются совершенно в равных позициях, а их «плохая» лексика будет необыкновенно разнообразна, ведь вы подкрепите ее «растительным словариком». Так что вероятность драки практически сводится к нулю.

В решении проблемы детских  конфликтов могут помочь следующие  методы:

- игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;

- ролевое проигрывание  моделей желательного поведения  в различных жизненных ситуациях; 

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- психогимнастика (имитационные игры);

- свободное и тематическое  рисование; 

- метафорические этюды-релаксации;

- беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.

          Таким образом, при выборе методов профилактики конфликтов у детей педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности детей, а также проанализировать возможные причины конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Младший школьный возраст  приходится на один из кризисных периодов детства. В этот период происходит становление  эмоциональной сферы ребенка, формируется  его воля, потребности, мотивы, деятельность, закрепляются основные способы реагирования на воздействие окружающей среды. Наиболее существенной чертой кризиса семи лет можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Для младшего школьного возраста характерно внеситуативно-личностное общение. Ребенок учится строить более тесные, глубокие и длительные отношения со сверстниками. Построение таких отношений осложняется тем, что чувства детей еще не произвольны. Нарушения в сфере общения, конфликтность, обособленность - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

Многие конфликтные ситуации не осознаются детьми младшего школьного  возраста, хотя оказывают большое  влияние на их развитие. С другой стороны, детям 6-10 лет сложно вербализовать свои переживания, осознать свои проблемы. Следовательно, ситуации анализа реальных и потенциальных ресурсов ребенка, необходимых для разрешения конфликта вызывают затруднения.

Таким образом, использование  различных методик в решении  проблемы конфликтов детей младшего школьного возраста поможет не только определить содержимое конфликтных  ситуаций, но и для определения  ресурсной оснащенности ребенка, характера  и динамики конфликтного взаимодействия ребенка в ходе его движения по школьной траектории.

 

 

Список литературы

 

  1. Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. Под ред. Бережковской Е. Л., Кравцовой Е. Е., Карипановой К. М. - М., 2007.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.
  3. Волков Б.С. Конфликтологи: учебное пособие д/студентов высших уч. заведений / Б.С.Волков, Н.Д.Волков. – изд.3-е испр. и доп.-М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400с.
  4. Журнал «Начальная школа» №16 2006г.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие./ Пер. с нем. в 4-х томах. М.: Генезис, 2003.
  6. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – №6. – С. 3

 


Информация о работе Особенности разрешения конфликтов в младем школьном возрасте