Особенности разрешения конфликтов в младем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе проблема конфликтного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами конфликтных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Не менее актуальна проблема детской конфликтности. Члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, у многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы.

Содержание

Введение………………………………………………………......3
Психологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………4
Конфликтные ситуации в начальной школе……………………7
Способы разрешения конфликтов………………………………10
Заключение………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

кр1.docx

— 50.09 Кб (Скачать)
 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет имени  М.В. Ломоносова»

Филиал в г. Коряжме  Архангельской области

 

 
 

Кафедра педагогики и психологии

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Кузнецова Ирина Анатольевна

 
 

(фамилия, имя, отчество  студента)

 
     
   

курс

5

группа

51

   
     
     
     
 

реферат

 
     
 

По дисциплине

Конфликтология

 
     
 

На тему

Особенности разрешения конфликтов

 
   

(наименование темы)

 
 

с младшими школьниками

 
     
                 
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

       

Л.П. Баданина

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

Коряжма

2012

 

 

2012

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………......

3

Психологические особенности  детей младшего школьного возраста……………………………………………………………

4

Конфликтные ситуации в начальной  школе……………………

7

Способы разрешения конфликтов………………………………

10

Заключение………………………………………………………..

15

Список литературы……………………………………………….

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обществе проблема конфликтного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами конфликтных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Не менее актуальна проблема детской конфликтности. Члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, у многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения. Поэтому, не вызывает сомнений, что поиски решений конфликтных ситуаций у детей младшего школьного возраста чрезвычайно актуальное направление работы. И чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление конфликтного стиля поведения в стойкие поведенческие доминанты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст  охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим  обстоятельством в жизни ребенка  — его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и  вегетативной нервных систем, костной  и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные  особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Ярко выраженно  протекал данный кризис у юного Пушкина. В своей книге «Жизнь А. Пушкина» Б. Мейлах пишет, что «когда мальчику минуло 7 лет, в самом его облике произошел неожиданный перелом: прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостями, переходящими всякие границы. Из робкого, неповоротливого, молчаливого он вдруг превратился в необузданного, темпераментного, насмешливо-остроумного. Мальчик постоянно вызывал упреки, порицания, нервные вспышки родителей и гувернеров».

В этом возрасте развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение  работоспособности носят относительный  характер, и в целом для детей  остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.

Физиологические трансформации  вызывают большие изменения в  психической жизни ребенка. Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции.

Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним  и окружающими, разбираться в  общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С  одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.

С другой стороны, поступление  в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

Все больше растет зависимость  младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают  смешным, трусом, обманщиком или слабовольным.

В большинстве случаев  ребенок приспосабливает себя к  новой жизненной ситуации, и в  этом ему помогают разнообразные  формы защитного поведения.

Таким образом, поступление  в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое  место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфликтные ситуации в начальной школе

 

Конфликтные ситуации случаются  в жизни каждого человека. Это  могут быть конфликты на работе или  в семье. И если взрослый человек  уже имеет навыки противостоять  различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться. Конфликтные ситуации в школе все дети переживают очень остро. Они могут начаться с самых первых дней пребывания  ребенка в учебном заведении.

         В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. Психологи - практики фиксируют следующие  часто встречающиеся конфликтные ситуации среди детей:

- борьба за лидерство;

- грубый отказ одного ребенка другому;

- вовлечение в игру без согласия;

- случайный толчок или удар в игре;

- месть за обиду с задержкой во времени;

- непринятие в игру;

- случайно или намеренно испорченная чужая вещь;

- «обзывалки», нецензурные оскорбления, насмешки;

- борьба или игра  перерастает в драку;

- мало места на парте;

- загораживание возможности пройти, достать вещь;

- желание быть первым в чем-либо;

- трудности дружбы втроем;

- желание руководить другими детьми без договоренности.

         Результат бесед по следам происшедших  конфликтов в значительной мере зависит от того, как они протекают. Доверительная обстановка  и  непредвзятость в обсуждении помогут ребенку осмыслить происшедшее и развивать осознание, понимание и контроль своего поведения.

          Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что мальчики и девочки до 10-11 лет развиваются неодинаково. В начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики. Мальчики начинают наверстывать упущенное уже в более старшем возрасте. По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками. В различных странах существуют школы отдельно для мальчиков и для девочек. В преподавании в таких школах есть свой плюс: подача материала ориентирована на учеников так, как этого требует психология понимания детей. Доказано, что мальчики начинают включаться в понимание материала через 20-25 минут. Девочки схватывают материал намного быстрее. Поэтому система обучения в подобных школах максимально ориентирована на потребности детей.

       Очень часто в школе можно наблюдать конфликт между учителем и учеником. Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит плохие оценки в дневнике, хотя он хорошо подготовился к уроку. Причиной таких ситуаций часто становятся конфликты, которые возникают между учителем и ребенком. Причины таких конфликтных ситуаций в школе следует искать как в самом ученике, так и в учителе.

         Учителя зачастую предъявляют завышенные требования к ученикам, ставя их всех под одну мерку. Вместо того чтобы помочь ученику и понять, почему он не смог усвоить материал, учителя просто не вникают в подробности и ставят неудовлетворительные оценки. Также учителя очень часто используют оценки в качестве наказания за плохое поведение на уроке и срыв занятий. Неумелое разрешение конфликтных ситуаций учителем приводит к возникновению новых проблем, в которые могут включаться и другие ученики. Довольно распространены ситуации, причиной которых является недостаточная регуляция ребёнком собственного поведения, а учитель расценивает эти действия как хулиганские и тем самым создаёт определённое отношение к таким ученикам их товарищей: «Вася плохой, я с ним не буду дружить, он огорчает учительницу, а вчера она его даже из класса выгнала!» Начинаются ссоры драки, «неудачник» отстаивает свою «честь»,  а учитель разнимает и наказывает драчуна, не видя глубины конфликта между учениками, подлинной причины его возникновения.

       Любые конфликты в школе требуют вмешательства родителей. Но и здесь не все так просто. Не каждый родитель может с уверенностью сказать, что у него полное доверие и взаимопонимание с ребенком. Поэтому уже с первых дней посещения учебного заведения следует всегда интересоваться успехами и проблемами в школе. Доверительные отношения и разговор по душам очень помогают. Также родителям очень важно не пропустить начало развития любого конфликта. На начальной стадии намного легче все расставить на свои места. Поэтому необходимо не доводить ситуацию до того, когда в дневнике появятся записи учителя, что ребенок прогуливает уроки или нарушает дисциплину. У всех этих проблем есть определенная первопричина и ее следует выяснить и устранить. Самим же детям не следует стесняться просить помощи у взрослых. Любые конфликтные ситуации в школе между учениками можно решить с помощью классного руководителя, директора школы и родителей на родительском собрании. Чаще всего помогают простые разговоры.

 

 

 

 

 

 

 

Способы разрешения конфликтов

Разрешение - заключительная стадия эволюции конфликта. Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной  конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем  и в том, и в другом случае возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конфликтное  поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту  у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.

Информация о работе Особенности разрешения конфликтов в младем школьном возрасте