Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 10:37, курсовая работа
Цель данной работы -рассмотреть состояние развития различных форм мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты
Задачи:
1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования
2. Изучение особенностей мышления младших школьников.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: развитие форм мышления у детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников
1.1. Общее понятие мышления
1.2. Мыслительные процессы
1.3. Особенности мышления младших школьников
Глава 2. Формы мышления
2.1. Формы мышления
2.2. Развитие форм мышления у младших школьников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1. Диагностика (изучение мышления и интеллекта)
3.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Таблица №3. Уровень развития логического мышления младших школьников.
кол-во баллов | уровень развития мышления | ||
1 | 7 | средний | |
2 | 10 | высокий | |
3 | 9 | высокий | |
4 | 9 | высокий | |
5 | 5 | средний | |
6 | 7 | средний | |
7 | 10 | высокий | |
8 | 4 | низкий | |
9 | 4 | низкий | |
10 | 10 | высокий | |
11 | 9 | высокий | |
12 | 6 | средний | |
13 | 9 | высокий | |
14 | 10 | высокий | |
15 | 8 | высокий | |
16 | 8 | высокий | |
18 | 9 | высокий | |
17 | 8 | высокий | |
19 | 7 | средний | |
3.2. Анализ результатов исследования
Для диагностики возможностей обработки материала использовали методику «Группировка». После первого запоминания слов ребята разделились на 2 группы, половина ребят воспроизвела слова, выделяя по одной группе (2 чел. - по 2 группы), а половина запоминала слова в той последовательности, в которой их произносили. Особых приемов запоминания учащиеся не использовали. После второго прослушивания слов 17 человек догадались, что для полного воспроизведения слов их следует разбить на группы по признакам. При третьем воспроизведении появилось от 3 до 5 групп (кроме 1 ребенка). За счет группировки слов увеличилось количество запоминаемых слов.
При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали средние интеллектуальные способности. У них есть возможность для дальнейшего развития логического мышления. Нужно обратить внимание на тех, у кого показатели ниже, чем у других ребят. С ними нужно проводить и дальше индивидуальную работу по развитию интеллектуальных способностей. У группы ребят есть показатели, которые ближе к интеллекту выше среднего.
Проанализируем
уровень развития логического мышления.
Для большинства детей
Заключение
Из курса дидактики
известно, что деятельность может
быть репродуктивной и продуктивной.
Репродуктивная деятельность сводится
к воспроизведению
Включение этих операций в процесс усвоения содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.
С одной стороны - засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.
Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.
Прежде всего из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.
Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня.
В рамках исследования проблемы состояния и развития форм мышления у младших школьников был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления применительно к младшему школьному возрасту, проведен анализ полученных результатов.
Список использованной литературы
1. Абдулин О. А. Педагогика. -М.: Просвещение, 1983.
2. Алексеева
А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева
Т. Н. Преподавание в
3. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 1991 г.
4. Ануфриев А.
Ф., Костромина С. Н. Как
5. Бабанский Ю. К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1983.
6. Баранов С. П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1987
7. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - №11
8. Вохмянина.
А.Е. Изучение мышления и
9. Голубева Н.
Д., Щеглова Т. М. Формирование
геометрических представлений
10. Зак А. З.
Занимательные задачи для
11. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. «Просвещение», «Владос». 1994 г.
12. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. -М.: Просвещение, 1982.
13. Марцинковская
Т. Д. Диагностика
14. Менчинская
Н. А. Проблемы учения и
15. Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.
16. Немов Р.С. “ Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образованияизд. - М: Просвещение: Владос. 1995 г.
17. Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г
18. Фридман Л.
М. Задачи на развитие
19. Хрестоматия
по возрастной и
20. Эльконин Д.Б. “Детская психология” - М: Педагогика 1960 г.
21. Эльконин Д.Б.
“Избранные психологические
22. Эрдниев П.
М. Обучение математике в
Информация о работе Особенности различных форм мышления у младших школьников