Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 10:37, курсовая работа
Цель данной работы -рассмотреть состояние развития различных форм мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты
Задачи:
1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования
2. Изучение особенностей мышления младших школьников.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: развитие форм мышления у детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников
1.1. Общее понятие мышления
1.2. Мыслительные процессы
1.3. Особенности мышления младших школьников
Глава 2. Формы мышления
2.1. Формы мышления
2.2. Развитие форм мышления у младших школьников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1. Диагностика (изучение мышления и интеллекта)
3.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Третьей, более
высокой, формой определения являются
определения посредством
Первый школьный возраст характеризуется обычно сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности (проявляющегося в коллекционировании, составлении гербариев и пр. ). Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений. В них значительное место занимают, говоря языком диалектической логики, "суждения наличного бытия" и "суждения рефлексии"; из "суждений понятия" представлены преимущественно ассерторические, значительно слабее проблематические и аподиктические. Сами доказательства, к которым прибегает ребенок, сводятся сплошь и рядом к ссылке на пример. Ссылка на пример и аналогия являются типичными приемами, "методами" доказательства маленького школьника. Очень распространенное представление о том, что мышление ребенка характеризуется в первую очередь неспособностью раскрывать связи и давать объяснения, явно несостоятельно; наблюдения опровергают его. Для ребенка, скорее, характерна легкость, с которой он устанавливает связи и принимает любые совпадения как объяснения. Первая попавшаяся связь, часто случайная и субъективная, без всякой проверки принимается за универсальную закономерность; первая представившаяся мысль без всякой критики и взвешивания - за достоверное объяснение. Мысль ребенка работает сначала короткими замыканиями. Лишь по мере того как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке, суждение превращается в рассуждение и включается в процесс обоснования и умозаключения.
По данным ряда исследований, у младших школьников наблюдается значительное развитие в способности умозаключения. В первом школьном возрасте (7 - 10 лет) формируются индуктивные и дедуктивные умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи, чем трансдукция у дошкольника. Но и в этом периоде: 1) умозаключения ограничены преимущественно предпосылками, данными в наблюдении. Более абстрактные умозаключения оказываются большей частью доступными, главным образом лишь поскольку они могут быть совершены при помощи наглядной схемы, как, например, умозаключения о соотношении величин. Не исключена, конечно, и в этом возрасте возможность более отвлеченных умозаключений (но они носят лишь более или менее спорадический характер); целая система отвлеченных умозаключений (например, дедуктивная математическая система) без наглядной основы в этом возрасте, как общее правило, малодоступна; 2) умозаключения, поскольку они объективны, совершаются в соответствии с определенными принципами или правилами, но не на основе этих принципов: эти общие принципы не осознаются. Поскольку логическая необходимость умозаключения не осознана, весь путь рассуждения большей частью недоступен еще пониманию.
Все эти данные
свидетельствуют о большом
Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов, мышление ребенка подготовляется таким образом к осознанию самих понятий в их свойствах и взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у ребенка по мере того, как в ходе обучения он овладевает системой теоретического знания.
Глава 3. Экспериментальная часть.
3.1. Диагностика (изучение мышления и интеллекта)
Были проведены
диагностика способности к
Были проведены тесты:
1. «Группировка».
Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.
Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).
Инструкция. Для первого воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!
Для второго
воспроизведения: Сейчас я еще раз
прочитаю все слова. Ты послушай, а
затем скажи все слова, которые
запомнил. Назови слова, что ты первый
раз говорил и вновь
Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!
Солнце | Шапка | Липа | Небо | |
Тополь | Медведь | Блюдце | Елка | |
Чашка | Сосна | Звезда | Белка | |
Заяц | Ложка | Лиса | Кружка | |
Луна | Юбка | Платье | Кофта | |
Обработка. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.
Нормативы. Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем - 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем -четыре группы.
Данные по исследованию приведены в таблице № 1.
2. Таблица Равена
Назначение методики. С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников. Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников. Данные по исследованию приведены в таблице № 2.
3. Для определения уровня развития логического мышления учащихся начальной школы использовалась методика «Четвёртый лишний».
Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее:
· стол, кровать, пол, шкаф;
· молоко, сливки, сало, сметана;
· ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
· молоток, топор, пила, гвоздь;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· берёза, сосна, дерево, дуб;
· самолёт, телега, человек, корабль;
· Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
· сантиметр, метр, килограмм, километр;
· токарь, учитель, врач, книга;
· дедушка, учитель, папа, мама.
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведения.
В первом задании нужно добиться
от ребёнка правильного ответа. Оно
не оценивается. В процессе тестирования
ребёнку последовательно
10-8 баллов - высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов - средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов - логическое мышление развито слабо.
Полученные результаты приведены в таблице 3.
Таблица № 1 Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
№ | Смысловая обработка запоминаемого материала | ||||||
I
Восп |
Группы
Слов |
II
восп |
Группы Слов | III
Восп |
Группы
Слов |
||
1 | 7 | 1 группа | 14 | 3 группа | 15 | 4 группа | |
1 | 15 | 16 | 6 | 4 группа | |||
3 | 7 | 10 | 2 группа | 6 | 4 группа | ||
4 | 11 | 12 | 2 группа | 3 | 3 группа | ||
5 | 9 | 7 | 1 группа | 5 | 3 группа | ||
6 | 9 | 2 группа | 13 | 3 группа | 5 | 4 группа | |
7 | 11 | 1 группа | 13 | 2 группа | 6 | 4 группа | |
8 | 10 | 11 | 1 группа | 6 | 4 группа | ||
9 | 7 | 11 | 4 группа | 4 | 5 группа | ||
10 | 9 | 7 | 1 группа | 5 | 3 группа | ||
11 | 9 | 12 | 3 группа | 7 | 5 группа | ||
12 | 10 | 1 группа | 12 | 3 группа | 6 | 3 группа | |
13 | 10 | 2 группа | 15 | 3 группа | 6 | 5 группа | |
14 | 8 | 1 группа | 8 | 8 | 2 группа | ||
15 | 9 | 14 | 4 группа | 6 | 3 группа | ||
16 | 10 | 1 группа | 12 | 3 группа | 6 | 5 группа | |
17 | 9 | 2 группа | 14 | 4 группа | 3 | 5 группа | |
18 | 8 | 11 | 2 группа | 5 | 4 группа | ||
19 | 6 | 1 группа | 8 | 1 группа | 4 | 3 группа | |
5 чел - по 5 групп
7 чел - по 4 группы
6 чел - по 3 группы
1 чел - по 2 группы
№ | Методика Равена | |||||||
А | В | С | Д | Е | Кол. балл. | В % | ||
1 | 4-12-67% | 6-26-100% | 3-13-42% | 3-20-50% | 1-4-10% | 75 | 48% | |
2 | 4-12-67% | 4-17-65% | 4-19-61% | 3-20-50% | 1-7-18% | 75 | 48% | |
3 | 18-100% | 21-81% | 17-55% | 33-83% | 0 | 89 | 57% | |
4 | 5-13-72% | 5-20-77% | 4-20-65% | 2-12-30% | 1-7-18% | 72 | 47% | |
5 | 5-17-94% | 4-17-65% | 2-10-32% | 4-27-68% | 0 | 71 | 46% | |
6 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-11-36% | 4-26-65% | 0 | 75 | 48% | |
7 | 6-18-100% | 5-20-77% | 3-13-42% | 2-12-30% | 0 | 63 | 41% | |
8 | 15-83% | 14-54% | 13-42% | 27-60% | 0 | 69 | 45% | |
9 | 6-18-100% | 18-100% | 4-20-65% | 33-83% | 1-8-20% | 91 | 63% | |
10 | 18-100% | 20-77% | 17-55% | 13-33% | 0 | 68 | 44% | |
11 | 17-94% | 21-81% | 14-46% | 26-65% | 0 | 78 | 50% | |
12 | 13-72% | 20-77% | 3-13-42% | 13-33% | 0 | 59 | 38% | |
13 | 18-100% | 18-100% | 17-55% | 33-83% | 0 | 86 | 56% | |
14 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-7-23% | 2-13-33% | 0-8% | 58 | 37% | |
15 | 5-13-72% | 4-14-54% | 2-11-36% | 2-13-33% | 1-8-20% | 59 | 38% | |
16 | 13-72% | 20-77% | 11-36% | 33-83% | 0 | 77 | 50% | |
17 | 6-18-100% | 18-10% | 19-61% | 33-83% | 1-7-18% | 95 | 61% | |
18 | 7-39% | 23-89% | 0% | 33-83% | 0 | 63 | 41% | |
19 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-10-32% | 2-13-33% | 0 | 61 | 39% | |
Информация о работе Особенности различных форм мышления у младших школьников